Россия на пути к гражданскому обществу
|
Особенности российского абсолютизма. Сословия, их привилегии, права, обязанности. Если в XIX в. в европейских странах государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, то Российская империя оставалась абсолютной монархией. Считалось, что царь-самодержец получал власть непосредственно от Бога. На рубеже XIX — XX вв. основной политической задачей - было сохранение во что бы то ни стало самодержавия. Наличие сословий — одна из особенностей существования феодального общества.
¨ белое ¨ черное (монашествующее, связанное обетом безбрачия).
¨ Частновладельческие ¨ Государственные ¨ удельные и др После отмены крепостного права (1861) крестьянам был предоставлены гражданские права. Однако многие из них осуществлялись не лично, а через общину. Освобождение крестьян. Реформы 60 — 70-х гг. — начало гражданского раскрепощения. После смерти Николая I на престол вступил его старший сын Александр II (1818 — 1881, самодержец с 1855 г.). Сознавая необходимость преобразований, он приступил к крестьянской реформе. Первоначально правительственная программа предусматривала безземельное освобождение крестьян, но затем она была изменена. Наконец, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, владеть имуществом, выбирать вид занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на всю землю имения. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить. До выкупа в собственность наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу помещика повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп (став «крестьянином-собтвенником»), они должны были в течение 49 лет выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землею 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в российской, но и в мировой истории. Прогрессивное значение реформы 1861 г. состояло в том, что она, уничтожив прежнюю систему экономического произвола, создала условия для развития в стране капитализма. Позднее основные положения крестьянской реформы были перенесены на удельных (1863) и на государственных (1867) крестьян. Свободу получило еще более 10 млн душ мужского пола. Освобождением крестьян были созданы определенные условия для превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Правительству Александра II удалось сделать еще несколько важных шагов по направлению к цивилизованному гражданскому обществу. Вслед за крестьянской реформой были подготовлены и осуществлены в 1863 — 1874 гг. реформы в области суда, местного самоуправления, цензуры, образования, военного дела. Одной из наиболее удачных реформ стала судебная реформа 1864 г. Важнейшим ее принципом было признание равенства всех подданных империи перед законом. Судебная власть была отделена от законодательной и исполнительной. Несменяемость судей сделала их независимыми от администрации. В судебный процесс были введены гласность и состязательность (независимый от властей адвокат на равных противостоял государственному обвинителю — прокурору). Важные уголовные дела рассматривались судом присяжных, выбиравшихся населением. Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, а судьи выносили соответствующее вине наказание. Менее важные дела судьи разбирали самостоятельно, без присяжных. Незначительные правонарушения и мелкие гражданские тяжбы рассматривали выборные мировые судьи. Большое значение на пути России к правовому государству имело создание органов местного самоуправления. В 1864 г. в большинстве губерний Европейской России, в которых преобладало православное население, вводились выборные органы местного управления — земства. По трем сословным куриям (землевладельческой, городской и крестьянской) избирались гласные земских собраний, которые, в свою очередь, избирали на 3 года исполнительные органы — земские управы. Под контролем властей земства занимались вопросами здравоохранения, народного образования, благотворительности, местного хозяйства. Губернатор мог отменить распоряжения земских собраний и управ. * В 1870 г. было реорганизовано существовавшее со времен Екатерины II городское самоуправление. По новому Городовому положению на основе имущественного ценза избирались гласные бессословных городских дум. Исполнительным органом думы была городская управа, которую возглавлял выборный городской голова. Создание системы местного выборного самоуправления способствовало развитию крайне запущенного местного хозяйства с минимальными затратами из казны. Большое значение имели и военные преобразования 1863 — 1874 гг. Наиболее существенные из них: организация военных округов; создание военных училищ и академий; введение всеобщей воинской повинности, отменившей прежние рекрутские наборы. Были разработаны новые уставы и наставления, улучшена боевая подготовка, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Срок действительной солдатской службы был сокращен до 6 лет (во флоте до 7). Система призыва предусматривала льготы, отсрочки и даже освобождение от службы (не призывались единственные сыновья). Существенно сокращался срок службы для призывников, имевших образование. Следует отметить, что реформаторская деятельность правительства вполне отвечала духу времени. Власть трезво оценила назревшие проблемы и попыталась решить их таким образом, чтобы обеспечить стране возможность нормально развиваться. Однако, как только выяснилось, что на этом пути самодержавию придется поступиться какой-то долей своей неограниченной власти, реформы стали сворачиваться. Поэтому ряд жизненно важных проблем, поставленных перед Россией всем ходом ее развития, так и не был разрешен.
|