Страны Северной Европы после ВМВ.
|
Место в современном мире. После Второй мировой войны северные страны Западной Европы сохранили форму государственного правления, которая сложилась у них исторически:
Все эти государства, за исключением Дании, Исландии, по площади превосходят Беларусь, а по численности населения значительно уступают ей (только Швеция приближается к Беларуси по этому показателю). По производству продукции промышленности и сельского хозяйства на душу населения они лидируют в Европе. Символами успеха выступают шведский автомобильный концерн «Вольво», финское предприятие «Нокиа», норвежский рыболовный флот, датское сельское хозяйство. Шведский и финский хоккей демонстрирует не только высокий уровень спортивной культуры этих народов, но и лучшие черты национального характера. А ансамбль «АББА» стал национальной гордостью шведов. Экономическое развитие после Второй мировой войны. Норвегия, Дания и Финляндия меньше пострадали в годы войны, чем другие европейские страны, а Швеция, сохранившая нейтралитет не понесла потерь. Потому стартовые позиции этих стран для послевоенного экономического развития были лучше. С 1948 г. все страны, кроме Финляндии, стали получать американскую помощь по плану Маршалла. Поскольку производство было уже восстановлено, помощь направлялась на его обновление и развитие отраслей производства, поставляющих продукцию на экспорт. Благодаря этому была обеспечена перестройка структуры производства в пользу новых отраслей, транспорта, судоходства и сферы услуг. В результате к началу 1970-х гг. доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в национальном доходе всех стран сократилась до 10 %. При этом сельское хозяйство оставалось высокоразвитым, технически хорошо оснащенным. Для него характерно широкое развитие специализации и перерабатывающей кооперации на основе частной собственности. В наибольшей степени сохранила аграрную направленность своего хозяйства Дания. Она является одним из крупнейших в Европе поставщиков мясо-молочной продукции на внешние рынки. А Норвегия занимает одно из ведущих мест в мире по уровню развития торгового и рыболовного флота и вылов. Причина успешного экономического роста североевропейских стран: 1. Гибкая политика государства. 2. не проводилась широкая национализация производства, однако происходило государственное регулирование экономики. В первые послевоенные годы оно осуществлялось через государственные капиталовложения в важнейшие отрасли, а с конца 1940-х гг. — косвенно, в основном путем налоговых льгот предприятиям и государственных кредитов. Из государственного бюджета финансировалась значительная часть расходов на строительство и образование. Эти меры содействовали росту покупательной способности населения. Но, с другой стороны, они вынуждали поддерживать высокий уровень налогов как на доходы граждан, так и на прибыли предприятий. В наибольшей степени такая политика характерна для Швеции. Важное значение имело налаживание сотрудничества между северными странами Западной Европы. С этой целью в 1952 г. был создан Северный Совет, состоящий из депутатов национальных парламентов. По его инициативе сформирован общий для северных стран рынок рабочей силы, разработано общее трудовое законодательство. Социально-политическое развитие. Политические деятели северных стран не могли изолироваться от «холодной войны» и гонки вооружений. Вместе с тем они оказались в стороне от эпицентра борьбы двух политических блоков. Во внутренней политике северных стран Западной Европы преобладала линия классового мира, реформ. Она проводилась либо правящими социал-демократическими партиями (в основном в Швеции), либо коалиционными правительствами с участием социал-демократов. Благодаря этому курсу северным государствам удалось демократизировать избирательные системы, расширить местное самоуправление. Дания признала независимость Исландии, предоставила широкую автономию своим обособленным территориям — Фарерским островам и Гренландии. Изменения в социальной сфере. На протяжении 1950— 1960-х гг. во всех странах сложилась система социальной защиты граждан. Она включает равную оплату труда для мужчин и женщин, всеобщее страхование по болезни и безработице, четырехнедельные оплачиваемые отпуска, пособия на детей, пенсии по старости и за выслугу лет. В эти же годы было введено бесплатное обязательное девятилетнее образование. Руководствуясь принципом «демократия на производстве — путь к социализму», социал-демократические правительства поддерживали создание на предприятиях производственных комитетов с участием рабочих и служащих. К их мнению по вопросам производства, охраны и оплаты труда прислушивались предприниматели. Опираясь на собственный опыт, социал-демократические партии стран Северной Европы в 1960-е гг. отказались от программных положений марксизма о неизбежности классовой борьбы и необходимости обобществления средств производства для перехода к социализму. Этот опыт часто называют «шведской моделью» социализма. Одним из ярких политических лидеров Швеции и идеологов «шведского социализма» 1960—1980-х гг. являлся У. Пальме. Внешняя политика. Внешняя политика северных государств Западной Европы имеет, пожалуй, больше различий, чем внутренняя. Швеция после войны пожелала сохранить свой нейтралитет. Финляндия, потерпевшая в войне поражение от СССР, была вынуждена координировать послевоенную политику со своим великим восточным соседом. Она подписала с СССР Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с этим договором Финляндия активно использовала огромный советский рынок для своего экономического развития. Это была политическая «линия Паасикиви — Кекконена», названная по именам первых послевоенных президентов страны. В то же время Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО. Но этот шаг не означал их слепого подчинения политике крупнейшего государства, входящего в блок НАТО, — США. Так, например, они не поддержали агрессию США во Вьетнаме. Признанием авторитета северных стран Западной Европы было проведение в 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 35 стран, в том числе США и Канады. Процесс налаживания нормальных взаимоотношений между государствами с различным политическим строем получил название хельсинкского процесса. Северные страны Западной Европы в конце XX — начале XXI в. Государства этого региона не избежали тех проблем, с которыми в середине 1970-х гг. столкнулся весь западный мир. Ослабление мировых хозяйственных связей, спровоцированное энергетическим кризисом, ударило по производству в этих странах, в значительной степени ориентированному как раз на внешний рынок. Особенно в трудном положении оказалась Швеция. Здесь предприниматели в течение многих лет были вынуждены отчислять в бюджет значительную часть своих прибылей на государственные социальные расходы, вместо того чтобы использовать их для обновления производства. В таких условиях предпринимателям нелегко было конкурировать на мировых рынках. Норвежской экономике преодолеть энергетический кризис помогло открытие больших запасов нефти в Северном море. Но все же в течение некоторого времени во всех странах наблюдалось снижение объемов производства, а после выхода из кризиса темпы его роста в большинстве стран остались невысокими. Соответственно снизилось поступление средств в бюджет на социальные расходы, многие социальные программы были ограничены. В 1990 г. правительство социал-демократов в Швеции пошло на беспрецедентный шаг: оно провело через парламент законы о замораживании заработной платы и о запрещении стачек на два года. Это вызвало возмущение шведов и разочарование их в «шведской модели» социализма. Страна столкнулась с необходимостью проведения экономической политики, подобной тэтчеризму. Чтобы обеспечить перестройку производства на основе достижений современной НТР. было необходимо освободить его от непосильного бремени социальных расходов. В этих условиях на парламентских выборах 1991 г. шведы высказались за приход к власти консервативных партий. Такое положение наблюдалось и в других странах региона. В итоге, чтобы сохранить лидирующее положение в современном постиндустриальном мире, северным государствам Западной Европы пришлось преодолевать серьезные трудности.
|