Япония в эпоху Токугава

 

Главная     Карта сайта     Курс истории

СЕГУНАТ, правительство сегунов в Японии в 1192-1867. Называлось также бакуфу.

СЕГУН, титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти.

Всего было три династии Сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага [1335(1338)-1573], Токугава (1603-1867).

Япония расположена на островах общей площадью около 400 тыс. км2. В этническом отношении Япония была и остается одной из самых однородных стран мира. Основу нации составляют японцы (99%).

Древнейшее население страны — айны. Тайны айнов неизвестны. Япония, единственная страна Востока, не попав­шая в колониальную зависимость от Запада. Более того, став на путь капиталистической модернизации, она превратилась во второй половине XX в. в одну из наиболее развитых стран мира. Как и почему это произошло, нельзя понять, не разо­бравшись в особенностях исторического развития этой страны.

 

Объединение страны под властью Токугава.

Начало XVII в. - завершился процесс создания централизованного феодального государства. Ос-сть: В отли­чие от Западной Европы и России борьба за преодоление феодальной раздробленности в пошла по пути укрепления не императорской власти. а княжеского дома Токугава.

В 1603 г. объединитель страны Иэясу Токугава принял наследственный титул сегуна (великий полководец). С этого времени и до 1868 г. Японией управляла династия токугавских сегунов. Но «божественность» императора не оспари­валась, и ему поклонялись и воздавали почести как потомку (согласно преданию) богини солнца Аматерасу.

Объединение страны было относительным, так как фео­дальные княжества сохранились были  самостоятельны в управлении. Однако власть Токугава, которым принадлежало около ¼  всех земель, была велика, что никто не помышлял о выступлении против правительства. Форма правления, при которой фактическая власть в Японии принад­лежала феодальному военачальнику (сегуну), получила назва­ние сёгуната.

 

Система сёгуната.

Диктатура над населением страны, которая опиралась на самурайскую армию и полицейско-бюрократический аппарат. Боль­шим влиянием пользовались специальные чиновники, кото­рые следили за всеми должностными лицами. В буквальном переводе с японского их должность называлась «прикреплен­ный глаз». Особый правительственный чиновник находился в Киото для наблюдения за императорским домом.

Удельные князья также были под контролем. С целью пресечения феодально-сепаратистских вы­ступлений вводилась система заложничества.

Сельское и городское население контролировалось с по­мощью системы круговой поруки. Сословное деление японского общества.

Население Япо­нии делилось на четыре сословия: самураи, крестьяне, ре­месленники и купцы. Образ жизни, поведение каждой сословной группы регламен­тировались.

  1. Самое высокое, привилегированное место зани­мали самураи (от «самурау» — служить). - зто разновидность военно-служилого дворянства, воспитывавшегося в кастовом духе, поведение определя­лось кодексом чести («бусидо» — «дорога», или «путь воина»), который требовал преданности господину и запрещал самураю заниматься чем-либо, кроме военного дела.  В период Токугава в Япо­нии не войн. Поэтому самураи использовались для подавления народных движений. Самурайство не было однородным. Его верхушку составляли сегун, окружение сегуна и удельные князья. Вас­салы сегуна были феодалами, которые по­лучали за службу землю. Большинство са­мураев являлись дружинниками сегуна или князей. Своей земли они не имели, и жалованье получали в виде пайков риса, который в то время был денежным экви­валентом.

  2.  Земледельцы-крестьяне. Они прикрепля­лись к земле феодала и вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания, выплачивая ему натураль­ную ренту-оброк. Крестьяне были лично зависимые, но продать или купить крестьянина феодал не мог. Власть регламентировала образ жизни, быт крестьянина вплоть до мельчайших дета­лей. Употребление риса счи­талось роскошью и запрещалось. Им нельзя было носить одежду из шелка, а только из хлопчатобумажных тканей. Но ограничений в отношении эксплуата­ции крестьянства не существовало.

  3. Ремесленники организованы в цехи, поль­зовавшиеся монопольным правом производства тех или иных изделий, за что платили большие налоги властям.

  4. Торгов­цы объединялись в особые гильдии.

Обе эти со­словные группы считались низшими и имели меньше юриди­ческих прав, чем остальные сословия. Однако богатые купцы и ремесленники пользовались большим влиянием в обществе.

Религиозная жизнь.

 До XVII в. Религии - синто (путь богов) и буддизм. С наступлением Токугава - учение китайского мудреца Конфуция:

·         Т.к. синтоизм утверждал божественное про­исхождение императора, а Токугава, устранили императора от реальной власти.

·         Буддизм проповедовал бренность человеческой жизни, что могло привести к пренебрежительному отношению подданных к сво­им обязанностям.

Конфуцианство проповедовало сыновью почтительность и покорность, послушание и почитание старших и т.д. Подобные установки вполне устраивали токугавскую династию.

В первой трети XVII в. были приняты меры для изоляции Японии. Иезуиты были изгнаны. Под угрозой смерти европейцам запреща­лось прибывать к берегам Японии, а японцам покидать страну. Торговые связи между Европой и Японией прекратились, исключение допускалось только по отношению к голландцам. Так началась политика самоизоляции Японии, которая продолжалась до середины XIX в.

Экономическая жизнь и кризисные явления.

В первые сто лет правления Токугава увеличились посевные площади и сбор риса. Расширилось поливное земледелие, что позволило уве­личить число сельскохозяйственных культур и собирать 2—3 урожая в год. Крестьяне высаживали до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя, проса. Развивались в токугавский период ре­месла и торговля, которые обслуживали армии крупных феодалов, мелких и средних самура­ев, составляющих десятую часть населения страны. Японские города являлись резиденциями князей-феодалов, но после объединения страны быстро при­обрели экономическое значение. Города являлись центрами ремесленной и торговой деятельности. Главный рынок страны находился в городе Осака. Главным мерилом ценно­сти являлся рис. Но постепенно распространялись и деньги. Японское купечество в правовом отношении оно было безза­щитно. В начале XVIII в. общая экономическая ситуация в стране ухудшилась. В неурожайные годы крестьянские семьи избавлялись

 

Hosted by uCoz