Гуманизм и Возрождение в Европе |
На рубеже Средних веков и Нового времени складывался тип человека деятельного и практичного, уверенного в себе и вместе с тем любознательного. В противовес церковному взгляду на человека (сармат) как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение. Главное в этом мировоззрении — культ человека. Человек у них превращался в богоравное существо, которое может создавать и творить себя благодаря своим выдающимся качествам. Как провозгласил итальянский гуманист Мирандоло, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения (Ренессанса). Именно такое название получил исторический период идейного и культурного развития Европы в XIV—XVI вв. Особенность: Культура Возрождения носила светский, антиклерикальный характер Т.к. возникла идея сильной государственной власти (абсолютизма), способной преодолеть внутреннюю разобщенность общества и противостоять диктату римской католической церкви Внутренние противоречия гуманизма. Не следует идеализировать гуманизм, т.к.:
География: В XVI в. гуманистическое движение, возникшее в Италии, охватило европейские страны — от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Причины:
Идеологи: голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский (1469—1536). «Похвала глупости» - выразил отвращение к фальшивой морали и паразитической жизни католического духовенства. Эразм требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности. Возможность построения совершенного общества он связывал с ростом духовной жизни людей. Важнейшим полем боя между наукой и религией стала астрономия. Средневековое религиозное учение о Земле как центре Вселенной было опровергнуто гелиоцентрической теорией польского ученого Николая Коперника. Опираясь на это открытие, Джордано Бруно выдвинул положение о бескрайности Вселенной, о бесчисленном множестве миров, подобных Солнечной системе. Галилео Галилей, итальянский ученый, подтвердил гелиоцентрическую теорию Коперника. Путем эксперимента, при помощи созданного им телескопа и математических расчетов, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный путь является сложной системой звезд. Научные отрытия XVI в. закладывали основы современной науки. . Известными представителями теории абсолютизма В своем знаменитом произведении «Государь» Макиавелли описал пути создания сильной централизованной власти. Для достижения этой цели правитель, может использовать любые средства, в том числе аморальные. В интересах общества правитель может быть хитрым, жестоким, грешным и беспощадным. Проявление подобных качеств в политической деятельности впоследствии было названо макиавеллизмом. Но учение Макиавелли и макиавеллизм не одно и то же. Макиавелли приписывают принцип «Цель оправдывает средства». В действительности, он никогда его не формулировал. Этот принцип имеет более позднее — иезуитское происхождение. Споры о совершенном устроении государства привели к появлению утопических учений. Был создан идеал общественного строя, основанного на коллективной собственности и всеобщем обязательном труде. Великие утописты ХVI в. - англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478—1535) происходил из богатой семьи королевского юриста. Он и сам находился на королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII. Однако выступление против деспотической власти короля стоило ему жизни — он был брошен в тюрьму и казнен. Свои взгляды о наилучшем устройстве государства Томас Мор изложил в знаменитой книге «Утопия», что означает в переводе с греческого «место, которого нет». Он описал вымышленный мир счастливых людей, где нет частной собственности, денег и войн. Все заняты полезным трудом, живут в полном достатке, материальные блага распределяются по потребностям. Итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568—1639) также мечтал о построении «царства Божьего» на Земле без частной собственности и эксплуатации. Он был убежден в возможности такого преобразования путем массового восстания. После неудавшегося заговора против испанского господства в Калабрии Кампанелла был схвачен и осужден на пожизненное заточение, где и написал одну из самых удивительных книг «Город Солнца». В городе Солнца нет частной собственности, труд для всех обязательное, но радостное и приятное занятие. Светская власть переплетается с духовной. Во главе государства стоит жрец, возглавляющий совет мудрецов. Кампанелла много говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливости и разумном управлении. Сочинения Т. Мора и Т. Кампанеллы оказали большое влияние на развитие утопических учений более позднего периода. Эпоха Возрождения знаменовала собой новый этап в развитии европейской цивилизации. Отринув неоспоримые ранее церковные догматы и авторитеты, открыв дорогу для развития естествознания и прикладной науки, Возрождение способствовало становлению человека современного миропонимания. Величайшими являются достижения Возрождения в области искусства, литературы, архитектуры и градостроительства. В то же время многие качества европейцев, их энергия и предприимчивость были направлены не к самым |