Понятие "Новое время".
|
||||||||||||||||
Характеристика периода: 1. на смену феодально-корпоративному строю приходили капиталистические, буржуазно-либеральные порядки. 2. глубокиие социально-экономическими и политическими потрясениями и острой идеологической борьбой. 3. сформировалась новая идеология и художественная культура 4. изменились представления человека о самом себе и окружающем его мире. 5. изменилось место Европы в мире. Отстававшая до этого времени по ряду показателей от стран Востока, европейская цивилизация в XVI в. быстро ушла вперед и по многим параметрам заняла лидирующее положение.
Новое время — это особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало уникальность своего существования. В чем уникальность? · В отличие от предыдущих, религия, понимание природы, общество, государственный строй — все подверглось беспощадной критике и предстало перед лицом разума. · Великие географические открытия, религиозные войны, промышленные и социальные революции неузнаваемо изменили облик Европы. · Происходило сближение стран и народов. Однако оно не было добровольным. Начиная с XV в. Европа осуществила грандиозную экспансию, установив свое владычество над миром. История действительно стала всемирной. Понятие «Новое время» возникло в эпоху Возрождения. Расцвет науки и искусства того периода европейские гуманисты назвали новой эпохой. Европа, считали они, вступила в особый период своего развития. Они связывали с ним большие надежды и даже историю человечества разделили на древнюю, среднюю и новую. Эти понятия в исторической науке прочно закрепились до настоящего времени. В XX в. они были дополнены понятием «современная», или ♦новейшая», история. Периодизация Нового времени. Историю Нового времени можно разделить на два больших периода. Рубежным событием является Французская буржуазная революция конца XVIII в. 1. XVI – XVIII 2. XVIII – н. XX века (1917 – Россия, 1918 - Европа) Ни одна из существовавших цивилизаций не вышла за пределы своих исторических границ. Не была исключением и европейская цивилизация, которая, складывалась как определенная историческая общность на протяжении многих столетий. Она впитала в себя и развила, прежде всего, античное наследие. Все европейское образование длительное время строилось на изучении греческих и латинских авторов. Важнейшие понятия европейской политической культуры, как, например, демократия и деспотия, республика и империя,— латинского или греческого происхождения. Сам термин «культура» восходит к латинскому языку. На античной почве выросла христианская религия. Через Рим и Византию ее восприняли европейские народы. Благодаря христианству они трансформировались в Западное (католическое) и Восточное (православное) общества. Религиозные ценности были положены в основу культуры, образа жизни и мировосприятия европейцев. Христианская религия, таким образом, стала важнейшей составной частью европейского миpa. Правда, христианство — не только Европа, но без него трудно представить ее историю. Чем объяснить столь неожиданный поворот в мировой истории? Почему ускоренное развитие европейской цивилизации обернулось трагедией для народов Америки, Азии и Африки? · Случайность. Некоторые историки в наше время вообще отрицают отставание развитых азиатских стран от Европы к началу Нового времени. По их мнению, вторжение европейцев выглядело исторической случайностью. Европейцам повезло больше — им неизменно сопутствовал военный успех. Но, придерживаясь такой точки зрения, нельзя понять, почему китайцы, приплыв в начале XV в. к восточноафриканскому побережью, повернули назад, а португальцы, в это же время начав освоение западноафриканского побережья, настойчиво продвигались вперед, пока не достигли южных морей. Все это, конечно же, не было случайностью. · Закономерность. Европа первой стала на путь современного научного и технического прогресса, который обеспечил ей явное преобладание в мире. Однако возникает еще один вопрос: почему именно Европа, а не страны Востока, имеющие тысячелетнюю историю? Убедительного и исчерпывающего ответа на этот вопрос пока не существует. Ясно только, что его надо искать в своеобразии исторического развития народов Европы и Азии. Особенности Западной цивилизации. · На Западе возник уникальный тип общества - капитализм «европейское чудо». Именно при капитализме европейцы создали индустриальную систему производительных сил, которая противопоставила их всему докапиталистическому миру. Благодаря военному и техническому превосходству Запад стал хозяином мира, подчинив себе народы Азии, Африки и Америки.. Особенности восточных цивилизаций. · Развитые азиатские страны сами по себе не встали на путь научно-технического прогресса. · В отличие от Запада, где большое внимание обращалось на индивидуальные свободы человека, на Востоке подчеркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, строго соблюдались обычаи и традиции, · Торговля и предпринимательство не пользовались уважением в традиционном восточном обществе. · государство являлось верховным собственником земли. · Существовала жесткая и всеобъемлющая регламентация жизни и имущества подданных. Все это мешало развитию капиталистических отношений, которые так успешно развивались в Европе.
|