Неолитическая революция.
|
Неолитической революция (7 тыс.) – это переход к земледелию и скотоводству — главное завоевание нового каменного века, или неолита. Появление производящего хозяйства. Хозяйственная деятельность человека носила присваивающий характер. Постепенно люди перешли к оседлому образу жизни. Этот переход к производящему хозяйству стал важнейшей вехой в истории отношений человека с окружающей средой. (Вторым аналогичным по значимости событием была промышленная революция XIX в.) Переход от собирательства к производству англ. ученый Гордон Чайльд назвал «неолитической революцией». Это название не точное. Переход был не одноразовым событием, а серией многочисленных нововведений, растянувшихся на тысячелетия. Более точное название этого процесса — «аграрная революция». Причины перехода к оседлому земледелию. Исследователи считают, что людей заставил отказаться от охоты и собирательства в пользу земледелия и скотоводства экологический кризис, разразившийся в эпоху глобального потепления. Более теплый климат привел к быстрому наступлению лесов и сокращению природных зерновых и разнообразной дичи. Благоприятные климатические условия способствовали росту населения, что также истощало запасы «дикой» еды. Т.к. там, где природных продуктов питания было в избытке (в Австралии, Америке, Африке) условия, способствовавшие консервации старого образа жизни, сохранялись. Важнейшие нововведения и разложение родового строя. · Зачатки земледелия возникли в палеолите, в мезолите. Однако переход к земледелию произошел в неолите. · Важным нововведением эпохи неолита было изобретение керамики, прядения, ткачества, колесного транспорта и парусной лодки. · С появлением металлов - ремесло, которое стало отделяться от земледелия. Это шаг на пути общественного разделение труда. появляется особый товар — деньги. · создание письменности. · Появляются отдельные семьи, они стали самостоятельно вести хозяйство. · На смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. · Военные предводители и знать накапливали богатства и быстро возвышались. Усиливалась власть жрецов — профессиональных служителей культа. Образование рас и языковых семей. В позднем палеолите - человеческие расы. Образовались три рас — европеоидная, негроидная и монголоидная. · Прародиной европеоидной расы считается Юго-Западная Азия, Северная Африка и Южная Европа. · Негроидная раса – часть Африки к югу от Сахары. · Монголоидная возникла в Азии. На стыках рас происходило их смешение, формировались промежуточные расовые типы, например эфиопы. Этот процесс продолжается и в наши дни. Языковые семьи. Формирование могло происходить за 13—7 тыс. лет до н. э. · Образование индоевропейских языков началось в бассейне Дуная, на Балканском полуострове. · В Западной Сибири находилась область формирования финно-угорских языков. · В Центральной и Восточной Азии сложилась алтайская языковая семья (например муньчжуры). · Предки народов китайско-тибетской семьи, обитавшие в Западном и Центральном Китае, в III тыс. до н. э. освоили территорию Тибета, Южного Китая и часть Индокитая. Религиозные верования. В эпоху неолита изменения произошли и в религии. На ранних этапах родового строя основным объектом поклонения - природа. Духи все обезличены, иерархии не существовало, жрецы не отделены от общинников. Переход к земледелию, разложение родоплеменных отношений и появление неравенства — все это оказало влияние на содержание религиозных представлений: безличные духи стали наделяться именами, возникала иерархия духов. Полидемонизм (почитание множества духов) постепенно превращался в политеизм (многобожие). Появились святилища и храмы, и жрецы все больше стали отдаляться от массы верующих, превращаясь в особое сословие. В языческой религии два типа верований: 1. Пастухи-кочевники поклонялись богу, который олицетворял силу животного, чаще всего быка. 2.Земледельцы - свой домашний очаг, семена и благодатную почву отождествляли с плодородием в образе женщины. На пути к государству. Образование государства связывают с исчезновением равенства и разделением людей на эксплуататоров и эксплуатируемых. Одна из наиболее распространенных версий происхождения государства принадлежит английскому философу XVII в. Томасу Гоббсу. Государство, по его мнению, существовало не всегда. Естественным состоянием первобытных людей была «война всех против всех». Но постепенно люди пришли к мысли положить конец этому ненормальному положению. Они как бы заключили неписаный договор о том, что часть своей свободы передают государству в лице правителя и всех тех, кто помогает ему управлять. Люди обязуются повиноваться государству, а оно взамен обязуется защищать их от внешних врагов и поддерживать внутри общества порядок. Это точка зрения на происхождение государства получила название теории «общественного договора». Первые государства возникли в IV—III тыс. до н. э. в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте и Индии. Там, где появлялись государства, первобытный период заканчивался. Но он продолжал существовать в других местах, так как образование государств происходило в разное время. В отдельных регионах Земли (Австралия, большая часть Америки и Африки) первобытный строй сохранился вплоть до прихода туда европейцев.
|