Роль религии в средневековье в ААА.
|
В отличие от Европы во внеевропейских средневековых цивилизациях существовало множество религий. Большое влияние имели 2 мировые религии — буддизм и ислам. Ислам. Ислам возник на Аравийском полуострове в начале VII в. Основателем его был Мухаммад. Он был и основателем единого арабского государства. Особенность - ислам еще при жизни своего основателя стал государственной религией. Главным в исламе является вера в одного Бога — Аллаха. Он — единственный Бог для всех людей, все остальные боги — ненастоящие. Мухаммад утверждал, что Аллах и до него передавал истинное учение людям — через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса). Но люди исказили это учение. Христиане, например, по мнению Мухаммада, стали поклоняться не одному, а трем богам, а пророка Ису сделали Богом. И теперь именно Мухаммад избран Аллахом для того, чтобы донести всем людям заповеди Аллаха. Те, кто верят в Аллаха и выполняют его заповеди, попадут после смерти в рай, а неверные и грешники — в ад. Когда настанет конец света, произойдет страшный суд, на котором Аллах окончательно решит судьбу каждого человека. Через этот суд пройдут все — и те, кто раньше попали в рай или в ад. И только души воинов, погибших в священной войне за ислам (джихад), сразу и навсегда попадают в рай. Идея джихада способствовала военным успехам арабов — воин-мусульманин бесстрашно шел в бой, ибо верил, что, если он погибнет, то сразу попадет в рай. Успешные военные походы арабов привели к созданию огромной державы — Арабского халифата. На территории этой державы жило множество разных народов с разными языками, культурными традициями, религиями. Среди них распространялся ислам. Вначале арабы не предпринимали жестких мер против приверженцев других религий, но каждый немусульманин был обязан платить особый налог и не имел таких прав, как мусульманин. Ислам, арабский язык, распространившиеся на огромной территории халифата, были мощными факторами, которые объединяли людей этой страны, стирали различия между народами халифата. Так было положено начало арабо-исламской цивилизации. В дальнейшем расширение и закрепление ислама было связано с турецкими завоеваниями и созданием Османской империи. В Индии укоренение ислама происходило во времена Делийского султаната. Через арабских и индийских торговцев ислам проник и в Индонезию. На западе Тропической Африки ислам начал распространяться с XI в., когда марокканцы на некоторое время захватили Гану. Мусульманским стало и государство Канем. На востоке Африки форпостами ислама были сомалийские эмираты и торговые города на побережье Индийского океана. Таким образом, сформировался «исламский мир» средневековья. Территориально и по населению он был большим, чем «мир христианский». Враждебность между «миром христианским» и «миром исламским», возникшая еще во времена арабских походов против Византии и в Западную Европу, особенно обострилась в период крестовых походов. В войнах и та, и другая стороны использовали лозунги священной борьбы с иноверцами. «Мир ислама», так же как и «мир христианский», не остался единым. Уже во второй половине VII в. в результате борьбы за власть в халифате ислам раскололся на два течения: суннизм (к нему принадлежало большинство мусульман) и шиизм. Господство ислама оказало огромное влияние на общественные отношения, культуру, духовную жизнь и быт населения мусульманских государств. В «исламском мире» не редкостью были теократические государства, где государственная власть принадлежала духовным особам. Уже сам Арабский халифат был теократическим государством, потому что халифы (преемники пророка) были одновременно и светскими властителями, и духовными владыками всех мусульман. Когда халифат распался и халифы утратили светскую власть, они оставались духовными владыками мусульман до того времени, пока монголы не убили последнего халифа. С тех пор мусульманский мир лишился своего единого духовного главы. Правда, шииты и не признавали халифов своими духовными владыками, их религиозными руководителями были имамы. Причем авторитет имамов у шиитов в вопросах веры был значительно большим, чем авторитет халифов для суннитов. Шиитские средневековые государства обычно были теократическими. Суд в исламских странах совершался по нормам шариата — свода религиозных и юридических правил, основанных на Коране и Сунне. Вообще, чиновники при исполнении своих обязанностей обязаны были руководствоваться нормами шариата. Ислам глубоко проник в сознание и быт своих приверженцев. Люди верили, что все в мире происходит по воле Аллаха, что перед Аллахом все они равны. Все обязаны были каждый день молиться пять раз, соблюдать пост, справлять праздники. Нормы шариата предписывали людям даже, что можно есть, а что нельзя. Запрещено, например, было употреблять в пищу свинину, пить вино. Запрещены были и азартные игры. Буддизм в судьбах азиатских цивилизаций. Буддизм возник в Индии в глубокой древности. Но он был вытеснен со своей родины индуизмом, который освящал то, что отрицалось буддизмом,— деление общества на касты. В средневековой Индии приверженцев буддизма было немного, однако эта старейшая из мировых религий широко распространилась в других странах: Китае, Корее, Японии, в Юго-Восточной Азии, в Индонезии, на Цейлоне. Распространялся буддизм, главным образом, не в своем первоначальном виде, где Будда, например, был учителем, а не богом. Популярным стал буддизм «большой колесницы» — учения, которое сложилось на рубеже нашей эры. Приверженцы этого учения называли первоначальный буддизм «малой колесницей» и считали, что он недоступен для большинства людей. Будда стал богом и будд стало много, хотя главным считался Будда-Шакьямуни, основатель буддизма. Идея о бесконечном круге перерождений человека в разных обличьях сохранилась. Сохранилась и вера в то, что спасением для человека является избавление от этого бесконечного круга перерождений в земной жизни, которая есть страдание. Но появилось учение о рае для праведников и аде для грешников, что было более понятным для многих людей. Вместо пещер первых буддийских отшельников появились роскошные храмы, в которых совершались пышные богослужения. За пределами своей родины буддизм столкнулся с религиями, которые господствовали в других странах. И во многих из них буддизм сосуществовал с местными религиями, более того, они взаимно влияли одна на другую. Так было, например, в Китае, Японии. В Китае буддизм сосуществовал вместе с конфуцианством и даосизмом. Большинство китайцев молилось в храмах всех трех религий. Учение конфуцианства, которое насаждалось императором и чиновниками, воспринималось как необходимые правила поведения в обществе, семье с подчинением низшего высшему, младшего старшему. Даосизм с его древними верованиями во множество духов, гаданиями, предсказаниями давал выход чувствам человека. Буддизм же давал людям надежду на спасение от невзгод жизни и на лучшую будущую долю. Подобное происходило и в Японии, где многие боги синтоизма превратились в разные обличья Будды, и их статуи стояли в буддийских храмах. Буддийские монастыри в Японии были мощной силой. Им принадлежало большое количество земель с зависимыми от них людьми. Монастыри имели и вооруженные отряды из наемников, которые нередко участвовали в феодальных усобицах. Буддизм оказал огромное влияние на культуру азиатских народов. Он дал мощный толчок развитию архитектуры, история сохранила нам множество подлинных архитектурных шедевров, которыми были буддийские храмы. Буддизм способствовал развитию скульптуры — в каждом храме было множество скульптур Будды и буддийских святых. Велико было влияние буддизма и на живопись. Великолепные пейзажи китайских и японских художников воплощали в себе буддийскую идею, что Будда — везде и во всем, во всех проявлениях природы. И даже в самых бедных растительностью уголках природы художники умели видеть их красоту. Религии средневековых цивилизаций Африки и Америки. В ряде цивилизаций Африки в средневековье распространился ислам, христианской была Эфиопия, а в Позднем средневековье христианство приняли и правители Конго. Но большинство населения африканских стран были приверженцами местных верований. Они верили во множество своих богов. Обожествляли солнце, звезды, природные явления (грозу, дождь и т. д.). Обожествляли предков, особенно царей. Когда создавалось государство, то обычно складывался и пантеон богов, во главе которого находился главный бог правящего племени. Появились жрецы — люди, профессией которых было совершение обрядов, богослужений, истолкование мифов. Часто личность правителя в африканских государствах обожествлялась. Так было, например, в Бенине, государстве, которое существовало с X в. на юге Нигерии. Королю Бенина поклонялись как живому богу. Когда он умирал, то при похоронах приносили в жертву сотни его слуг, а также приближенных к нему чиновников. Мифология цивилизаций Америки была довольно сложной. Здесь поклонялись богам, которые олицетворяли небесные светила. Так, Солнце было главным богом инков, а верховный Инка считался его сыном. Обожествлялись природные стихии, верили во множество богов, от которых зависел урожай. Ацтеки поклонялись богу войны. В жертву ему приносили тысячи людей. Человеческие жертвы приносились и многим другим богам. Майя, например, считали особенно необходимым приносить жертвы богу солнца, чтобы солнце не обессилело и не остановилось на небе. В религиях американских цивилизаций обычно один из богов считался основателем жречества и письменности. Многочисленные жрецы в роскошных храмах совершали обряды, богослужения, жертвоприношения.
|