Общественные отношения в средневековье в ААА.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Единого мнения нет об общественных отношениях в ААА.
Поэтому для определения характера социальных отношений в цивилизациях Азии, Африки и Америки следует обратить внимание на
Средневековые цивилизации Азии. Главное отличие в поземельных отношениях Западной Европы и азиатских цивилизаций - существование в последних государственной собственности на землю. Верховным собственником земель выступало государство в особе верховного правителя. Классическим примером является Китай. Еще в Раннем средневековье здесь утвердилась государственная надельная система. От имени государства (императора) все трудоспособные крестьяне были наделены одинаковыми участками (эти наделы время от времени перераспределялись). За пользование землей крестьяне должны были выполнять повинности — отдавать часть урожая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах. Большие земельные наделы с трудившимися на них крестьянами получили знать и многочисленные чиновники. Крестьяне на таких землях отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были собственностью — они давались на время службы и также считались государственной собственностью. С течением времени большая часть земель перешла в руки землевладельцев, однако императорская власть обязала крестьян отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну. Таким образом, государству и в этом случае принадлежала роль главного распределителя доходов. В Китае не существовало феодальной вотчины в ее классическом западноевропейском виде. Не существовало разделения земли на барскую и крестьянскую запашку, практически не было барщины. Арабский халифат. Верховным собственник земли - халиф. Крестьяне-общинники, сидевшие на государственных землях, выплачивали за пользование ими подати в казну. Значительная часть земель с крестьянами была пожалована воинам на правах икта. Икта была временным владением, дававшимся на период службы. Владельцы икта получали право взимать подати с крестьян в свою пользу. Такая форма условного землевладения достигла своего расцвета в Османской державе. Турецкие воины получали за свою службу от властей в наследственное владение земельные наделы с местными крестьянами — тимары. Правда, наследственными тимары считались только при условии продолжения воинской службы наследником владельца. Владельцы тимаров не могли увеличить объем податей с крестьян, который четко фиксировался государством. Владельцы тимаров, икта, равно как и крупные землевладельцы в Китае, не имели прав иммунитета в таком объеме, как западноевропейские феодалы. Например, владельцы икта не имели права судить своих крестьян, это делали судьи, назначенные властями. Китай, исламские государства не знали таких отношений сюзеренитета-вассалитета, как в запад ноевропейском обществе. Верховным сюзереном для всех был правитель государства (император, халиф, султан). Япония. С X в. Японии преобладали частные поместья. Они находились в наследственной собственности, их владельцы присваивали себе широкие права иммунитета вплоть до запрета государственным чиновникам вступать в их владения. Владельцы мелких поместий становились вассалами крупных землевладельцев. Военно-служилые люди (самураи), получившие наделы от князей, также становились их вассалами, и главной их обязанностью было верно служить своему господину-сеньору. В ряде цивилизаций Азии сложилась своеобразная иерархия общества. В Китае она была гораздо более многоступенчатой и строгой, чем в Европе,— чиновник низшего ранга мог обращаться только к своему начальнику (рангов чиновников было 9), крестьянин — только к своему старосте и т. д. Обосновывалось это конфуцианством с его идеей подчинения младшего старшему, низшего высшему. В Китае государственный аппарат контролировал жизнь населения во всех сферах. Он был строго централизован, во главе его стоял император — посредник между небом и земным миром. Палаты, ведомства, управления отвечали за сбор налогов, охрану порядка, выполнение норм поведения, судопроизводство и т. д. Работа всех чиновников контролировалась особой палатой инспекторов, подчинявшихся только императору и своему начальству. В Индии и в средневековье сохранилось разделение на касты. Принадлежность к той или иной касте была наследственной, она определяла род занятий человека, его место в обществе. Высшими были касты брахманов и воинов-землевладельцев, затем шли касты купцов, ремесленников, земледельцев. Переходы из одной касты в другую запрещались. Соблюдались строгие нормы отношений как между кастами, так и внутри их. Все это обосновывалось индуистской религией. Кастовое устройство индийского общества и устойчивость самоуправляемой земледельческой общины делали ненужным существование громоздкого государственного аппарата, как, например, в Китае. В Арабском халифате было слияние в нем религиозного и политического начал. Халиф был одновременно и высшим светским правителем, и духовным владыкой всех мусульман. Все мусульмане считались принадлежащими к умме — религиозной общине во главе с халифом. Только они имели полные права. Иноверцы были урезаны в своих правах — они, например, платили больший поземельный налог и особый налог за то, что не являются мусульманами, их обычно не допускали на государственные должности. В средневековых исламских государствах монарх имел полную власть над всеми подданными, особенно в Османской империи. Любого из своих подданных султан мог лишить жизни по своей прихоти, независимо от того, был ли это первый министр или простой крестьянин. С той же легкостью султан мог возвысить любого человека на важнейшие государственные должности. Вообще, в Турции не придавалось такого значения родовитости, знатности происхождения, как в Европе. Цивилизации Тропической Африки и Америки. Государства в Тропической Африке представляли собой начальную форму государственности. Развитого административного аппарата для управления страной в большинстве из них не существовало. Структура общества была довольно примитивной со множеством первобытных пережитков. Весьма существенную роль играло рабовладение. Основной ячейкой была община земледельцев, совместно владеющих землей. Зависимость крестьян-общинников от правителя государства выражалась в том, что они либо отдавали ему часть урожая и ремесленных изделий, либо обрабатывали специально выделенные для правителя поля. Низший слой общинников составляли рабы, совместно с крестьянами обрабатывавшие поля. Рабы также трудились на полях правителя, знати, воинов. Положение рабов в Африке имело свои особенности — обычно потомки рабов через несколько поколений становились лично свободными. Власть африканских монархов ограничивалась советом знати из их родственников или племенных вождей. Нередко престол передавался по женской линии (например, в Гане, Конго), т. е. не от отца сыну, а сыну сестры царя. Сестра или мать правителя иногда имели власть, не меньшую, чем он сам. В африканских цивилизациях не сложилась иерархия, подобная на отношения сюзеренитета вассалитета в Европе. Однако в ряде стран, где был принят ислам, и в христианской Эфиопии, существовали пожалования земель с людьми знати, а также за службу воинам и чиновникам. Они, как правило, не были наследственными. Проблема общественного строя американских цивилизаций эпохи средневековья является спорной среди историков. Во многом это вызвано недостаточным количеством сохранившихся сведений. Тем не менее многие ученые считают, что американские государства были весьма похожи на ранние государства Древнего Востока. Во главе государств американских индейцев стоял монарх, обычно обожествлявшийся и выполнявший, кроме функций правителя страны, обязанности верховного жреца. Монарх в управлении страной опирался на большой бюрократический аппарат из чиновников. Завоеватели (ацтеки, инки) составляли высший слой общества. Основную же массу населения составляли земледельцы-общинники. Покоренное население было обложено тяжелой данью. Существовало и рабство, по крайней мере, у ацтеков были рынки, где велась работорговля. Вопросы и задания 1. Составьте таблицу «Общественные отношения средневековых цивилизаций Азии и Европы»:
ФЕОДАЛИЗМ, термин возник перед Французской революцией кон. 18 в. и обозначал «Старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). В марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. Феодализм - социальная система, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, В основе феодализма — межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена. Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой стало христианство. Формирование 5-9 вв., расцвет (12-13 вв.) Традиционное общество – социально-экономическая система, для которой характерны черты: деспотичное государство, доминирование госсобственности над частной, мощный аппарат чиновников, сильная роль религии в общественной жизни.
|