Западноевропейский быт.
|
В Раннем средневековье питание было благоприятно для создания здоровых условий жизни большей части жителей Западной Европы. И знатные, и простые люди имели возможность охотиться (первые — в собственных лесах, вторые — в общинных и в порядке браконьерства — в господских лесах), ловить рыбу. В результате мясо, наиболее богатый белками продукт, было доступно почти всем и постоянно находилось на столах во время трапезы. Исключение составляли 166 дней католического поста, когда место мяса занимала рыба. Требования к питанию как простых людей, так и знати практически целиком совпадали. Разница была только в количестве блюд. Ситуация изменилась во времена Высокого средневековья. Бывшие общинные леса перешли в собственность феодалов. Они запретили охоту в них людям неблагородного сословия и жестоко наказывали браконьеров. Так закрылся основной источник пополнения мясных запасов для крестьян. Домашний скот давал крестьянам не много мяса. В основном же крестьяне держали коз и свиней и мясо у крестьян появлялось всего 2—3 раза в год. Недостаток белков нуждался в компенсации, которую дал резкий рост потребления хлеба и разных видов каш, бобов, сыров, рыбы. Очень редкими гостями на столе крестьян были свежие фрукты и овощи. Постепенно у простых жителей сложился двухразовый режим питания. Церковь подготовила этому обоснование. По ее мнению, человек занимает место, среднее между ангелами и животными. Исходя из того, что первые питаются один раз в день, последние — три раза, людям нужно есть дважды в день. Питание знати отличалось от крестьянского т.к. феодал имел определенный социальный статус, который надо было подтверждать через пиры с большим количеством гостей и изысканными блюдами. Будничное питание знатных людей было более скромным, но не слишком. Единственное, что было общим для знатного человека и для бедняка,— это вино и пиво. Пили много: 1,5—2 л вина или пива в день. В некоторых местностях нельзя было найти питьевую воду, считавшуюся ненужной. В Позднем средневековье структура питания снова меняется, но на этот раз в лучшую сторону. После чумы середины XIV в., известной под названием «Черная смерть» и забравшей жизни почти каждого третьего европейца, рабочая сила стала редкой и стоила она недешево. Тот, кто выжил, зарабатывал больше денег и значительно повысил свое благосостояние. Питание стало трехразовым. Жилье. В Раннем средневековье жилье простых людей делалось из ивняка, обмазанного глиной, бревен и камня; жилье знати — из бревен и камня. Своеобразными карьерами по добыче камня для новостроек служили древнеримские храмы, театры, дороги. С XI в. распространилось строительство двух; трехэтажных зданий на каменном фундаменте. Интересное описание жилья феодала. Согласно описанию, дом был трехэтажный. На первом этаже были подвалы, амбары, сундуки, кадки, хранилась утварь. Второй этаж был отведен для прислуги. Тут же размещались спальни сеньора и его жены, детская. Часть первого и второго этажа занимала кухня. Пищу готовили наверху, внизу откармливали свиней и птицу. На третьем этаже был зал и светлые комнаты (светлицы) взрослых детей феодала. Сыновья жили тут тогда, когда хотели, дочь же должна была находиться в своей светлице постоянно. Все помещения дома соединялись лестницами и переходами. Вплотную к дому была пристроена часовня. Во времена Позднего средневековья распространилось каменное и кирпичное строительство, преимущественно в городах. Отапливались средневековые дома расположенным в середине комнаты открытым очагом с вытяжной трубой над ним. Камины, сделанные в стене, появились только в XII в. Освещались комнаты днем через окна, затянутые тонко обработанной кожей (пергаментом) либо промасленной тканью (оконное стекло появилось в XIII в.). Вечером свет давали свечи (в зажиточных домах), масляные лампы, которые весьма сильно коптили (в бедных), очаг (в самых бедных). Мебель в Раннем и Высоком средневековье была примитивной и в домах простых людей, и в домах знати. Одежда. Одежда жителей Западной Европы в период Раннего средневековья не отличалась разнообразием. Не существовало даже деления на мужскую и женскую. И те и другие одевались приблизительно одинаково: в льняные рубахи, штаны, длинные рубашки, плащи; носили мягкую кожаную обувь, перчатки, рукавицы. В Высоком средневековье, когда уже определялись очертания феодального общества, условия жизни крестьян ухудшились, а феодалы начали все больше и больше стремиться к роскоши, особенно после крестовых походов. Там они собственными глазами увидели, как живут восточные феодалы. Одежда высших слоев начала отличаться от одежды простых людей. Для ее пошива использовали тонкие качественные ткани, украшали мехами и драгоценными камнями. Рыцари подчеркивали свое благородство тем, что носили шпоры на сапогах, что было их исключительным правом. В XII в. в Западной Европе возникла первая средневековая мода. Высшие слои начали носить все длинное — волосы, плащи, туфли с удлиненными носами, рубашки с очень длинными рукавами. Выделилась женская одежда — платье. После этого одежда простых жителей вплоть до начала Нового времени практически не изменялась, а одежда благородного сословия изменялась довольно часто, подчиняясь привередливым требованиям той или иной моды. Развлечения, праздники и соревнования. Главными крестьянскими праздниками были последние дни года, когда заканчивался годовой цикл сельскохозяйственных работ. На эти дни приходилось католическое рождество. В честь праздника крестьяне забивали свинью и устраивали угощенье. Не менее важным событием для крестьянской семьи была свадьба. Время от времени крестьян развлекали бродячие актеры. Что же касается феодалов, то их жизнь проходила в постоянных войнах, охотах и пирах. Главными праздниками и развлечениями для них стали рыцарские турниры, устраивавшиеся при любом удобном случае. Рыцарские турниры уходят корнями в германскую традицию единоборства противников перед началом битвы. После выделения рыцарства в сословие возникла необходимость не только в соответствующей подготовке, но и упражнениях. Именно эти задачи и выполняли рыцарские турниры. В Высоком средневековье существовало два вида рыцарских соревнований — собственно турнир и поединок, известный в Италии как «джостра», а во Франции как «жют». Турнир — это бой двух групп рыцарей на мечах и булавах в пешем строю. Бой, на смерть не велся. Мечи были учебные, более легкие и специально затупленные, в роли булав выступали простые палки соответствующих размеров, щиты же были настоящие, боевые. Джостра, или жют,— это единоборство двух рыцарей. Целью боя было либо выбить противника из седла, либо сломать о его щит копье. Джостра могла проводиться и в пешем строю — на мечах и булавах. В Позднем средневековье рыцарские турниры превратились в своеобразные спортивные соревнования. Теперь, например, в джостре имела значение не сама победа, а стиль, красота и техническое совершенство удара. Эти моменты оценивали специальные судьи, которые передавали свои записи после каждого боя главному судье, он-то и определял по окончании турнира лучшего среди лучших.
|