Мировосприятие средневекового европейца.
|
Мировосприятие, видение мира — это термины, которыми определяется процесс осмысления человеком своего природного и социального окружения и своего места в мире. В разных цивилизациях или на разных этапах исторического развития одной и той же цивилизации процесс этот проходил по-разному. Пространство. Большая часть Западной Европы средневековья была покрыта лесами. Населенные пункты занимали около 30 % всей территории и являлись «островами» в сплошном лесе. Связь между населенными пунктами была нерегулярной. За границы своей поселения большинство европейцев не выходило никогда. Только отдельные люди стремились, выйти за пределы своего маленького мирка в мир большой. Причины: 1. Торговцы искали новые рынки, где можно было бы выгодно сбыть свой товар и приобрести новый. 2. паломники. 3. школяры в поисках новых знаний. 4. военные экспедиции за богатой военной добычей (например, норманны и крестоносцы). Все эти путешествия, несмотря на их различные цели, делали одно дело —расширяли кругозор европейцев и открывали им земли, неизвестные античным географам. В условиях аграрной экономики и господства натурального хозяйства крестьяне (большинство западноевропейского населения) воспринимали себя неотъемлемой частью природы. Средневековый крестьянин измерял пространство не какими-нибудь абстрактными единицами, как это делается в наше время при помощи гектаров и т.д., а конкретным объемом своего труда в конкретных условиях. Единицей измерения площади, как правило, служил надел, который можно вспахать за определенный срок упряжкой волов. Единицей измерения расстояния служили шаг и количество дней в пути. Таким образом особенностями восприятия пространства является: 1. конкретность. 2. одновременное единство и двойственность. Люди убеждены в существовании мира земного (видимого) и в существовании, не менее реального мира сверхъестественного (невидимого) — местообитания Бога, ангелов и т.д.. Мир невидимый при этом был неразрывно слит с миром видимым. Пунктами проникновения сверхъестественного мира в земной были леса и болота ночью, если речь шла о силах зла, и церкви, монастыри, кресты на перекрестках дорог, если имелись в виду силы добра. Структура Вселенной была подробно изучена грамотными церковниками, которые при этом опирались на сочинения античных авторов и библейские книги. По их мнению, Земля являлась кругом, над размещалась система сфер. Сутки делились на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Западная Европа была католической, ее покрывала сеть костелов и монастырей. Именно они давали европейцам более мелкие, а значит, и более точные единицы времени — часы. Это было результатом требований суточного круга богослужений, состоявшего в католической церкви из мессы и восьми служб каждые три часа, начиная с полуночи: утреня, хвалины, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, навечерие. Отмечались часы боем колоколов. Церковь контролировала не только суточное время, но и годовое: ежегодные католические праздники и т.д. Убежденность европейцев в том, что история имеет конец, приводила к тому, что время от времени они решали, что Страшный суд уже близко. Тогда ими овладевал страх, начиналось массовое покаяние (пример, движение флагеллантов (бичевателей) в XIII в., когда западноевропейские дороги были забиты тысячами монахов, хлеставших себя веревками до тех пор, пока их спины не превращались в сплошное кровавое месиво). . Социальное окружение. Средневековый европеец никогда не выступал в социальной жизни один. Он обязательно входил в состав определенной социальной группы. · Первой, низшей, ячейкой общества была семья. Но это не была семья в современном понимании, состоящая из супругов и детей, а большая семья, включавшая в себя ближайших родственников. · Следующий уровень социального окружения зависел от социального статуса человека. Для крестьянина это была община, для горожанина — определенное профессиональное объединение (цех, гильдия, корпорация), для феодала — соответствующая ступенька феодальной лестницы, для служителя церкви — определенное место в церковной иерархии. Принадлежность к группе определяла права и обязанности человека. Человек мог переходить из одной группы в другую, но не мог оказаться вне рамок социальной группы. Последнее обстоятельство ставило его вне закона. · Следующим уровнем социального окружения, охватывавшим все общество - принадлежность к определенной нации. Главным признаком при этом выступало наличие общего языка. Язык мог объединять и наднациональные сообщества — все священники, ученые и школяры обязательно знали, кроме родного языка, латынь. · Высшей общностью европейцев был католический мир, вне границ которого оставались не только жители Азии и Африки, но и некоторые европейцы: православные жители ВКЛ, Украины, Московского государства, Византии и западноевропейские сторонники разных ересей.
|