Политическое устройство.
|
Наиболее распространенная форма государственного устройства - монархия. Власть монарха (короля, императора) ограничена советом знати - сословно-представительный орган (например, парламентом). Но статус монарха был различным: · Первый среди равных во времена феодальной раздробленности, но власть могла передаваться по наследству. · его могли избирать (как бывало, например, в Германии) Но именно монарх стоял во главе государства, он был воплощением высшей государственной власти. Раннефеодальное государство. Государства Западной Европы в V—IX вв. были раннефеодальными. Классический пример - Франкское государство. Королевская власть наследственная. Вначале правили короли из династии Меровингов, затем — Каролингов. В VI—VIII вв. законы издавались только с согласия знати. Основными законами в это время были «правды» — сборники обычного права, составленные на основе древних обычаев. По этим судебникам судили франков. Местное же население до прихода франков судили по римским законам. При Карле Великом (768—814 гг.) главным стало уже королевское законодательство, которое состояло в основном из королевских указов (капитуляриев). Государством у франков управлял король, опираясь на дружинников. При дворе было множество слуг, главные из них превратились в министров, которые руководили государственными делами. Был период, когда первые из этих слуг-министров — майордомы на некоторое время даже взяли в свои руки управление государством вместо королей. Королевский двор был фактически правительством страны. Народные собрания франков – законодательный орган, в VI в. превратились в обычные военные смотры, на которых никаких законов не принималось. В административном плане государство франков делилось на графства во главе - графы, назначаемые королем. Графы собирали налоги, судили, следили за порядком в своих землях. Налоги первоначально платило только местное население. Но с VI в. это должны были делать и франки. При Карле Великом поступление налогов в казну уменьшилось, потому что король раздавал земли с крестьянами феодалам, давая им права иммунитета. Королевская власть способствовала складыванию феодального землевладения и зависимости крестьян от феодалов. Это делалось, для того, чтобы сплотить феодалов вокруг короля. Однако же усиление отдельных феодалов дало обратный результат. Феодально-раздробленное государство. В IX в. огромная империя франков распалась. Экономической основой феодальной раздробленности было натуральное хозяйство. Реальной верховной власти короли не имели. В своих же крупные феодалы стремились установить свое единовластие. В Германии в начале Высокого средневековья королевская власть была более сильной, чем во Франции. Управляли страной короли с помощью своего двора, состоявшего из их родственников, служащих, множества знатных людей, прибывавших к королю. Один раз в год созывались собрания германских князей. Здесь решались самые важные государственные дела: войны и мира, споры между феодалами, вопросы законодательства и т. д. На этих собраниях выбирались, а иной раз и смещались короли. С XII в. в Германии начинается период феодальной раздробленности. Италия в средневековье никогда не была единым государством. В Раннем средневековье его созданию препятствовали захваты остготов, византийцев, лангобардов, франков, арабов. Многочисленные города Северной Италии вели борьбу против своих сеньоров и германских императоров. В результате были созданы города-государства с республиканской формой правления. Но эти мелкие государства существовали обособленно, соперничали между собою, как, например, Венеция и Генуя. Англия в начале Высокого средневековья шла к периоду феодальной раздробленности. Но это было приостановлено нормандским завоеванием. Оно привело к такому усилению королевской власти, которого не знали в то время другие западноевропейские страны. Все рыцари принесли присягу на верность королю и стали его непосредственными вассалами, независимо от того, кто был их сюзереном. Здесь не действовал принцип: «Вассал моего вассала—не мой вассал». Был создан сильный королевский аппарат управления страной.
Создание централизованных государств. Сословно-предста-вительная монархия. В Высоком средневековье в Западной Европе начинают складываться централизованные государства —государства, где центральная (королевская) власть подчинила себе все население. Причины перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам: · вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством, · развитие экономических связей между разными частями страны, · рост городов и городского населения. · Поддержка ремесленниками и купцами королей в централизации страны, так как они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения. Все централизованные государства были национальными — их население принадлежало к одной народности. Существовало в Европе и огромное многонациональное государство — Священная Римская империя. В этой империи объединения государства под единой властью так и не произошло В Германии сложилась система территориальных княжеств. Император не имел реальной власти над страной, здесь не было единого законодательства, центрального аппарата управления, единой системы государственных налогов и т. д. Политическая структура централизованного государства Король (управлял страной) королевский совет (состоял как из представителей знати, занимался судебными делами и финансовыми (сбор налогов))
Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.
В Высоком, и особенно в Позднем средневековье, в западноевропейских государствах складывается сословно-представительная монархия. В системе управления страной появляется еще один орган — собрание представителей сословий, на которое опиралась королевская власть. Такими органами были: в Англии — парламент, во Франции — Генеральные штаты. В них входили представители сословий тогдашнего общества — духовенства, светских феодалов и горожан. Крестьянство в такие органы обычно не допускалось. Сословно-представительные органы решали важнейшие вопросы жизни государства. Главным из них во всех странах было введение и определение размеров государственных налогов. В Англии парламент участвовал в создании законов.
|