Россия на пути к гражданскому обществу

 

Главная     Карта сайта     Курс истории


Особенности российского абсолютизма. Сословия, их привилегии, права, обязанности.

 Если в XIX в. в европейских странах государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, то Российская империя оставалась абсолютной монархией. Считалось, что царь-само­держец получал власть непосредственно от Бога. На рубеже XIXXX вв. основной политической задачей - было сохранение во что бы то ни стало самодержавия.

Наличие сословий — одна из особенностей существова­ния феодального общества.

  1. Дворянство. Помимо русских, дворянами считались прибалтийские и немецкие бароны, польские паны, белорусская и украинская шляхта, татарские мурзы, грузинские князья и др. Дворян­ство делилось на потомственное и личное (личное не пере­давалось по наследству). Дворяне-землевладельцы состав­ляли класс помещиков.

  2. Вторым привилегированным сословием в России было духовенство:

¨      белое

¨      черное (монашеству­ющее, связанное обетом безбрачия).

  1. Купечество - единственное сословие, для вступления в которое надо уплатить денежный взнос, было Оно делилось на три гильдии. Первая и вторая обладали привилегиями, сходными с привилегиями дворян и духо­венства. Привилегированные сословия были освобождены от уплаты подати, телесных наказаний, от рекрутской и дру­гих повинностей.

  2. Податное сословие – это население городов (ремесленники, кустари, мелкие служащие, прислуга и дру­гие, так называемые «обыватели») + составляли мещане

  3. Крестьянство - основное податное сословие, делилось на категории:

¨      Частновладельческие

¨      Государственные

¨      удельные и др

После отмены крепостного права (1861) крестьянам был предоставлены гражданские права. Однако многие из них осуществлялись не лично, а через общину.

Освобождение крестьян.

Реформы 60 — 70-х гг. — начало гражданского раскрепощения. После смерти Нико­лая I на престол вступил его старший сын Александр II (1818 — 1881, самодержец с 1855 г.). Сознавая необходи­мость преобразований, он приступил к крестьянской рефор­ме. Первоначально правительственная программа предус­матривала безземельное освобождение крестьян, но затем она была изменена. Наконец, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.

Крестьяне получали личную свободу и гражданские пра­ва. Они могли заключать договоры и сделки, владеть иму­ществом, выбирать вид занятий, переходить в другие сосло­вия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За по­мещиками закреплялось право собственности на всю землю имения. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить.

До выкупа в собственность наделов крестьяне (они на­зывались «временнообязанными») должны были нести в пользу помещика повинности — платить оброк или отбы­вать барщину. Выйдя на выкуп (став «крестьянином-собтвенником»), они должны были в течение 49 лет выплачи­вать государству выкупные платежи за полученную ссуду.

Освобождение с землею 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в российской, но и в мировой истории. Прогрессивное значение реформы 1861 г. состояло в том, что она, уничтожив прежнюю систему эко­номического произвола, создала условия для развития в стране капитализма. Позднее основные положения кресть­янской реформы были перенесены на удельных (1863) и на государственных (1867) крестьян. Свободу получило еще более 10 млн душ мужского пола. Освобождением крестьян были созданы определенные условия для превращения фео­дальной монархии в монархию буржуазную.

Правительству Александра II удалось сделать еще не­сколько важных шагов по направлению к цивилизованно­му гражданскому обществу. Вслед за крестьянской рефор­мой были подготовлены и осуществлены в 1863 — 1874 гг. реформы в области суда, местного самоуправления, цензуры, образования, военного дела.

Одной из наиболее удачных реформ стала судебная ре­форма 1864 г. Важнейшим ее принципом было признание равенства всех подданных империи перед законом. Судеб­ная власть была отделена от законодательной и исполни­тельной. Несменяемость судей сделала их независимыми от администрации. В судебный процесс были введены глас­ность и состязательность (независимый от властей адвокат на равных противостоял государственному обвинителю — прокурору). Важные уголовные дела рассматривались су­дом присяжных, выбиравшихся населением. Присяжные определяли вину или невиновность подсудимых, а судьи выносили соответствующее вине наказание. Менее важные дела судьи разбирали самостоятельно, без присяжных. Не­значительные правонарушения и мелкие гражданские тяж­бы рассматривали выборные мировые судьи.

Большое значение на пути России к правовому государ­ству имело создание органов местного самоуправления. В 1864 г. в большинстве губерний Европейской России, в ко­торых преобладало православное население, вводились вы­борные органы местного управления — земства. По трем сословным куриям (землевладельческой, городской и кре­стьянской) избирались гласные земских собраний, которые, в свою очередь, избирали на 3 года исполнительные орга­ны — земские управы. Под контролем властей земства зани­мались вопросами здравоохранения, народного образования, благотворительности, местного хозяйства. Губернатор мог отменить распоряжения земских собраний и управ. *

В 1870 г. было реорганизовано существовавшее со вре­мен Екатерины II городское самоуправление. По новому Городовому положению на основе имущественного ценза избирались гласные бессословных городских дум. Исполни­тельным органом думы была городская управа, которую возглавлял выборный городской голова. Создание системы местного выборного самоуправления способствовало разви­тию крайне запущенного местного хозяйства с минималь­ными затратами из казны.

Большое значение имели и военные преобразования 1863 — 1874 гг. Наиболее существенные из них: организация военных округов; создание военных училищ и академий; введение всеобщей воинской повинности, отменившей пре­жние рекрутские наборы. Были разработаны новые уставы и наставления, улучшена боевая подготовка, ускорено пере­вооружение армии более современным оружием.

Срок действительной солдатской службы был сокращен до 6 лет (во флоте до 7). Система призыва предусматривала льготы, отсрочки и даже освобождение от службы (не при­зывались единственные сыновья). Существенно сокращал­ся срок службы для призывников, имевших образование.

Следует отметить, что реформаторская деятельность пра­вительства вполне отвечала духу времени. Власть трезво оценила назревшие проблемы и попыталась решить их та­ким образом, чтобы обеспечить стране возможность нор­мально развиваться. Однако, как только выяснилось, что на этом пути самодержавию придется поступиться какой-то долей своей неограниченной власти, реформы стали свора­чиваться. Поэтому ряд жизненно важных проблем, постав­ленных перед Россией всем ходом ее развития, так и не был разрешен.

 

Hosted by uCoz