Страны Северной Европы после ВМВ.

 

Главная     Карта сайта     Курс истории


 

Место в современном мире.

После Второй мировой войны северные страны Западной Европы сохранили форму государственного правления, которая сложилась у них исторически:

  • Норвегия, Швеция и Дания остались конституционными монархи­ями,

  • Финляндия президентской республикой.

  • Независимость Исландии в 1944 г. также была провозглашена в форме республики.

Все эти государства, за исключением Дании, Исландии, по площади превосходят Беларусь, а по численности населения значительно уступают ей (только Швеция приближается к Беларуси по этому показателю).

По производству продукции промышленности и сельского хозяйства на душу населения они лидируют в Европе. Символами успеха вы­ступают шведский автомобильный концерн «Вольво», финское предприятие «Нокиа», норвежский рыболовный флот, датское сельское хозяйство. Шведский и финский хоккей демонстрирует не только высо­кий уровень спортивной культуры этих народов, но и лучшие черты национального характера. А ансамбль «АББА» стал национальной гордостью шведов.

Экономическое развитие после Второй мировой войны.

 Норвегия, Дания и Финляндия меньше пострадали в годы войны, чем другие европейские страны, а Швеция, сохранившая нейтралитет не понесла потерь. Потому стартовые позиции этих стран для послевоенного экономического развития были лучше.

С 1948 г. все страны, кроме Финляндии, стали получать американскую помощь по плану Маршалла. Поскольку производство было уже восстановлено, помощь на­правлялась на его обновление и развитие отраслей производства, поставляющих продукцию на экспорт. Благодаря этому была обеспечена перестройка структуры производства в пользу новых отраслей, транспорта, судоходства и сферы услуг.

В результате к началу 1970-х гг. доля сельского, лесного хозяйства и рыболов­ства в национальном доходе всех стран сократилась до 10 %. При этом сельское хозяйство оставалось высокоразвитым, технически хорошо оснащенным. Для него характерно широкое развитие специализации и перерабатывающей коопера­ции на основе частной собственности.

В наибольшей степени сохранила аграрную направленность своего хозяйства Дания. Она является одним из крупнейших в Евро­пе поставщиков мясо-молочной продукции на внешние рынки.

А Норвегия занимает одно из ведущих мест в мире по уровню развития торгового и рыболовного флота и вылов.

Причина успешного экономического роста североевропейских стран:

1.      Гибкая политика государства.

2.      не про­водилась широкая национализация производства, однако происходило государствен­ное регулирование экономики.

В первые послевоенные годы оно осу­ществлялось через государственные капиталовложения в важнейшие отрасли, а с конца 1940-х гг. косвенно, в основном путем налоговых льгот предприятиям и государственных кредитов. Из государственного бюджета финансировалась зна­чительная часть расходов на строительство и образование. Эти меры содействовали росту покупательной способности населения. Но, с другой стороны, они вынуждали поддерживать высокий уровень налогов как на доходы граждан, так и на прибыли предприятий. В наибольшей степени такая политика характерна для Швеции.

Важное значение имело налаживание сотрудничества между северными странами Западной Европы. С этой целью в 1952 г. был создан Северный Совет, состоящий из депутатов национальных парламентов. По его инициативе сформирован общий для северных стран рынок рабочей силы, разработано общее трудовое законодательство.

Социально-политическое развитие.

Политические деятели северных стран не могли изолироваться от «холодной войны» и гонки вооружений. Вместе с тем они оказались в стороне от эпицентра борьбы двух политических блоков.

Во внутренней политике северных стран Западной Европы преобладала линия классового мира реформ. Она проводилась либо правящими социал-демократическими партиями (в основном в Швеции), либо коалиционными правительствами с участием социал-демократов. Благодаря этому курсу северным государствам уда­лось демократизировать избирательные системы, расширить местное самоуправле­ние. Дания признала независимость Исландии, предоставила широкую автономию своим обособленным территориям Фарерским островам и Гренландии.

Изменения в социальной сфере.

На протяжении 19501960-х гг. во всех странах сложилась система социальной защиты граждан. Она включает равную оплату труда для мужчин и женщин, всеобщее страхование по болезни и безработице, четырехнедельные оплачиваемые отпуска, пособия на де­тей, пенсии по старости и за выслугу лет. В эти же годы было введено бесплатное обязательное девятилетнее образование.

Руководствуясь принципом «демократия на производстве путь к социализ­му», социал-демократические правительства поддерживали создание на предприя­тиях производственных комитетов с участием рабочих и служащих. К их мнению по вопросам производства, охраны и оплаты труда прислушивались предприниматели. Опираясь на собственный опыт, социал-демократические партии стран Северной Ев­ропы в 1960-е гг. отказались от программных положений марксизма о неизбежности классовой борьбы и необходимости обобществления средств производства для пе­рехода к социализму. Этот опыт часто называют «шведской моделью» социализма. Одним из ярких политических лидеров Швеции и идеологов «шведского социализма» 19601980-х гг. являлся У. Пальме.

Внешняя политика.

Внешняя политика северных государств Западной Европы имеет, пожалуй, больше различий, чем внутренняя. Швеция после войны пожелала сохранить свой нейтралитет. Финляндия, потерпевшая в войне поражение от СССР, была вынуждена координировать послевоенную политику со своим великим восточ­ным соседом. Она подписала с СССР Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с этим договором Финляндия активно использовала огром­ный советский рынок для своего экономического развития. Это была политическая «линия Паасикиви Кекконена», названная по именам первых послевоенных пре­зидентов страны. В то же время Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО. Но этот шаг не означал их слепого подчинения полити­ке крупнейшего государства, входящего в блок НАТО, — США. Так, например, они не поддержали агрессию США во Вьетнаме.

Признанием авторитета северных стран Западной Европы было проведение в 1975 г. в столице Финляндии Хельсин­ки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 35 стран, в том числе США и Канады.

Процесс налаживания нормальных взаимоотношений между государствами с раз­личным политическим строем получил название хельсинкского процесса.

Северные страны Западной Европы в конце XX начале XXI в.

 Государства этого региона не избежали тех проблем, с которыми в середине 1970-х гг. столкнулся весь западный мир. Ослабление мировых хозяйственных связей, спровоцированное энергетическим кризисом, ударило по производству в этих странах, в значительной степени ориентированному как раз на внешний рынок. Особенно в трудном положе­нии оказалась Швеция. Здесь предприниматели в течение многих лет были вынуж­дены отчислять в бюджет значительную часть своих прибылей на государственные социальные расходы, вместо того чтобы использовать их для обновления производ­ства. В таких условиях предпринимателям нелегко было конкурировать на мировых рынках. Норвежской экономике преодолеть энергетический кризис помогло открытие больших запасов нефти в Северном море. Но все же в течение некоторого времени во всех странах наблюдалось снижение объемов производства, а после выхода из кризиса темпы его роста в большинстве стран остались невысокими. Соответственно снизилось поступление средств в бюджет на социальные расходы, многие социаль­ные программы были ограничены.

В 1990 г. правительство социал-демократов в Швеции пошло на беспрецедент­ный шаг: оно провело через парламент законы о замораживании заработной платы и о запрещении стачек на два года. Это вызвало возмущение шведов и разочарование их в «шведской модели» социализма. Страна столкнулась с необходимостью проведения экономической политики, подобной тэтчеризму. Чтобы обеспечить перестройку производства на основе достижений современной НТР. было необходимо освободить его от непосильного бремени социальных расходов. В этих условиях на парламентских выборах 1991 г. шведы высказались за приход к власти консервативных партий. Такое положение наблюдалось и в других странах региона. В итоге, чтобы сохранить лидирующее положение в современном постинду­стриальном мире, северным государствам Западной Европы пришлось преодолевать серьезные трудности.

 

Hosted by uCoz