Гуманизм и Возрождение в Европе

Главная     Карта сайта     Курс истории

 

На рубеже Средних веков и Нового времени складывался тип человека деятельно­го и практичного, уверенного в себе и вместе с тем любозна­тельного. В противовес церковному взгляду на человека (сармат) как на ничтожное и греховное существо возникло новое миро­воззрение.

 Главное в этом мировоззрении — культ человека. Человек у них превращался в богоравное существо, которое может создавать и творить себя благодаря своим выдающимся качествам. Как провозгласил итальянский гуманист Мирандоло, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет».

Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения (Ренессанса). Именно такое название получил исторический период идейного и культурного развития Евро­пы в XIVXVI вв.

Особенность:

Культура Возрождения но­сила светский, антиклерикальный характер Т.к. возникла идея сильной государственной власти (абсо­лютизма), способной пре­одолеть внутреннюю разоб­щенность общества и проти­востоять диктату римской католической церкви

Внутренние противоречия гуманизма.

Не следует идеализировать гуманизм, т.к.:

  • Раскрепощая человеческую личность от духовной власти ка­толической   церкви,   гуманизм   в   воспитывал в человеке гордыню и веру в неограниченные возможности человеческого разума,  посеял семена  глубокого индивидуа­лизма.

  • идеология гуманизма  имела двойную направленность: антифеодальную и антипле­бейскую.  Хотя направленность против  церкви,  дво­рянства и феодальных порядков была преобладающей.

География: В XVI в. гуманистическое движение, возникшее в Ита­лии,  охватило европейские страны — от Англии и    Нидерландов    до    Германии    и    Швейцарии,    от    Пире­нейского  полуострова до Польши и Венгрии. 

Причины:

  •  научные и тех­нические открытия (печатный станок, изобретенный в XV в, ВГО)

  • Политические (формирование мощных централизованных государств)

 

Идеологи: голландский мыслитель, уче­ный и богослов Эразм Роттер­дамский (1469—1536). «Похвала глупости» - выра­зил отвращение к фальшивой морали и паразитической жизни католического духовен­ства. Эразм требовал возвра­та  к истинной  христианской морали.  Цель жизни  челове­ка он видел в следовании за­конам   высокой   нравственно­сти. Возможность построения совершенного     общества     он связывал  с  ростом  духовной жизни людей.

Важнейшим полем боя между наукой и религией стала астрономия. Средневековое религиозное учение о Земле как центре Вселенной было опро­вергнуто гелиоцентрической теорией польского ученого Ни­колая Коперника.

Опираясь на это открытие, Джордано Бруно выдвинул положение о бескрайности Вселен­ной, о бесчисленном множестве миров, подобных Солнечной системе.

Галилео Галилей, итальянский ученый, подтвердил гелиоцентрическую теорию Коперника. Путем эксперимента, при помощи созданного им телескопа и математических расчетов, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный путь является сложной системой звезд. Научные отрытия XVI в. закладыва­ли основы современной науки.

. Известными представителями теории абсолютизма

В своем знаменитом произведении «Государь» Макиавелли описал пути создания сильной централизованной власти. Для достижения этой цели правитель, может использо­вать любые средства, в том числе аморальные. В интересах общества правитель может быть хитрым, жестоким, грешным и беспощадным. Проявле­ние подобных качеств в политической деятельности впослед­ствии было названо макиавеллизмом. Но учение Макиавелли и макиавеллизм не одно и то же. Макиавелли приписывают принцип «Цель оправдывает средства». В действительности, он никогда его не формулировал. Этот принцип имеет более позднее — иезуитское происхождение.

Споры о совершенном устроении государства привели к появлению утопических учений. Был создан идеал общественного строя, основанного на коллективной собствен­ности и всеобщем обязательном труде. Великие утописты ХVI в. - англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478—1535) происходил из  богатой  семьи королевского юриста. Он и сам находился на королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII. Однако выступле­ние против деспотической вла­сти короля стоило ему жизни — он был брошен в тюрьму и каз­нен. Свои взгляды о наилучшем устройстве  государства  Томас Мор изложил в знаменитой книге «Утопия», что означает в переводе с греческого «место, которого нет». Он описал вымышлен­ный   мир счастливых людей, где нет частной собственности, денег и  войн.  Все заняты по­лезным трудом, живут в пол­ном    достатке,    материальные блага   распределяются   по   по­требностям.

Итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568—1639) также мечтал о построении «царства Божьего» на Земле без частной собственности и эксплуатации. Он был убежден в возможности такого преобразования путем массового восстания. После неудав­шегося заговора против испанского господства в Калаб­рии Кампанелла был схвачен и осужден на пожизнен­ное заточение, где и написал одну из самых удивительных книг «Город Солнца».

В городе Солнца нет частной собственности, труд для всех обязательное, но радостное и приятное занятие. Светская власть переплетается с духовной. Во главе государства стоит жрец, возглавляющий совет мудрецов. Кампанелла много говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливости и разумном управлении. Сочинения Т. Мора и Т. Кампанеллы оказали большое  влия­ние на развитие утопических учений более позднего периода.

Эпоха Возрождения знаменовала собой новый этап в разви­тии европейской цивилизации. Отринув неоспоримые ранее церковные догматы и авторитеты, открыв дорогу для разви­тия естествознания и прикладной науки, Возрождение спо­собствовало становлению человека современного миропонима­ния. Величайшими являются достижения Возрождения в области искусства, литературы, архитектуры и градострои­тельства. В то же время многие качества европейцев, их энергия и предприимчивость были направлены не к самым

Hosted by uCoz