Понятие "Новое время".

 

Главная     Карта сайта     Курс истории

 

Характеристика периода:

1.       на   смену   феодально-корпоративному строю приходили капиталистические, буржуазно-либеральные порядки.

2.      глубокиие  социально-экономическими  и политическими потрясениями и острой идеологической борь­бой.

3.      сформирова­лась новая идеология и художественная культура

4.      измени­лись представления человека о самом себе и окружающем его мире.

5.       изменилось место Европы в мире. Отстававшая до этого времени по ряду показателей от стран Востока,   европейская  цивилизация  в  XVI  в.   быстро  ушла вперед и по многим параметрам заняла лидирующее поло­жение.

 

Новое время — это особый период всемирной истории. Че­ловечество впервые осознало уникальность своего существова­ния.

В чем уникальность?

·        В отличие от предыдущих, религия, пони­мание природы, общество, государственный строй — все под­верглось   беспощадной   критике   и   предстало   перед   лицом разума.

·        Великие географические открытия, религиозные вой­ны,   промышленные   и   социальные   революции   неузнаваемо изменили облик Европы. 

·        Происходило сближение стран и народов. Однако оно не было доброволь­ным. Начиная с XV в. Европа осуществила грандиозную экспансию, установив свое владычество над миром. История дей­ствительно стала всемирной.

Понятие «Новое время» возникло в эпоху Возрождения. Расцвет науки и искусства того периода европейские гумани­сты назвали новой эпохой. Европа, считали они, вступила в особый период своего развития. Они связывали с ним боль­шие надежды и даже историю человечества разделили на древнюю, среднюю и новую. Эти понятия в исторической науке прочно закрепились до настоящего времени. В XX в. они были дополнены понятием «современная», или ♦новей­шая», история.

Периодизация Нового времени.

 Историю Нового времени можно разделить на два больших периода. Рубежным событием является Французская буржу­азная революция конца XVIII в.

1.      XVI – XVIII

2.      XVIIIн. XX века (1917 – Россия, 1918 - Европа)

Ни одна из существовавших цивилизаций не вышла за пределы своих исторических границ. Не была исключением и европейская цивилизация, которая, складывалась как определенная историческая об­щность на протяжении многих столетий. Она впитала в себя и развила, прежде всего, античное наследие. Все европейское образование длительное время строилось на изучении грече­ских и латинских авторов. Важнейшие понятия европейской политической культуры, как, например, демократия и деспо­тия, республика и империя,— латинского или греческого про­исхождения. Сам термин «культура» восходит к латинскому языку.

На античной почве выросла христианская религия. Через Рим и Византию ее восприняли европейские народы. Благода­ря христианству они трансформировались в Западное (като­лическое) и Восточное (православное) общества. Религиозные ценности были положены в основу культуры, образа жизни и мировосприятия европейцев. Христианская религия, таким образом, стала важнейшей составной частью европейского миpaПравда,  христианство — не только  Европа,  но  без  него трудно представить ее историю.

Чем объяснить столь неожиданный поворот в мировой истории? Почему ускоренное развитие европейской цивилизации обернулось трагедией для народов Америки, Азии и Африки?

·        Случайность. Некоторые историки в наше время вообще отрицают отста­вание развитых азиатских стран от Европы к началу Нового времени. По их мнению, вторжение европейцев выглядело исторической случайностью. Европейцам повезло больше — им неизменно сопутствовал военный успех. Но, придержива­ясь такой точки зрения, нельзя понять, почему китайцы, приплыв в начале XV в. к восточноафриканскому побережью, повернули назад, а португальцы, в это же время начав освоение западноафриканского побережья, настойчиво продвига­лись вперед, пока не достигли южных морей. Все это, конечно же, не было случайностью.

·        Закономерность. Европа первой стала на путь современного научного и технического прогресса, который обеспечил ей явное преобладание в мире.

Однако возникает еще один вопрос: почему именно Европа, а не страны Востока, имеющие тысячелетнюю историю?

Убедительного и исчерпы­вающего ответа на этот вопрос пока не существует. Ясно только, что его надо искать в своеобразии исторического развития народов Европы и Азии.

Особенности Западной цивилизации.

·        На Западе возник уникальный тип общества - капитализм «европейское чудо». Именно при капитализме европейцы создали индустриальную систему производительных сил, которая противопоставила их всему докапиталистическому миру. Благодаря военному и техниче­скому превосходству Запад стал хозяином мира, подчинив себе народы Азии, Африки и Америки..

Особенности восточных цивилизаций.

·        Развитые азиатские страны сами по себе не встали на путь научно-технического прогресса.

·         В отличие от Запада, где большое внимание обращалось на индивидуальные свободы человека, на Востоке подчеркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, строго соблюдались обычаи и традиции,

·        Торговля и предприни­мательство не пользовались уважением в традиционном вос­точном обществе.

·         государство являлось верховным собственником земли.

·        Существовала жесткая и всеобъемлющая регламентация жизни и имущества поддан­ных.

Все это мешало развитию капиталистических отноше­ний, которые так успешно развивались в Европе.

 

Восточная (традиционные общества)

Западная

а) Тесная связь человека, общест­ва и природы

а) Стремление преобразовать при­роду, окружающий мир

б) Ориентация на коллективные формы жизни и труда

б) Ориентация на частную жизнь и индивидуальный труд

в) Сословно-кастовое общество

в) Социально-классовая диффе­ренциация

г) Преобладание государственной формы собственности над частной

г) Преобладание частной собст­венности

д) Медленное формирование рын­ка  и   товарно-денежных   отношений

д) Быстрое развитие рынка и то­варно-денежных отношений

е) Преобладание внеэкономиче­ских методов принуждения к труду

е) Экономические методы при­нуждения  и  стимулирования  труда

ж) Власть носит деспотический характер и опирается на военно-бюрократический аппарат. Огромная роль государства. Власть выше за­кона

ж) Формирование правового го­сударства и гражданского общества. Разделение властей, закон выше вла­сти

 

Hosted by uCoz