Неолитическая революция.

 

Главная     Карта сайта     Курс истории

Неолитической революция (7 тыс.) – это переход к земледелию и скотоводству — главное завоевание нового каменного века, или неолита.

Появление производящего хозяйства.

Хозяйственная деятельность человека носила присваивающий характер. Постепенно люди перешли к оседлому образу жизни. Этот переход к производящему хозяйству стал важнейшей вехой в истории отношений человека с окружающей средой.

(Вторым аналогичным по значимости событием была промышленная революция XIX в.)

Переход от собирательства к производству англ. ученый Гордон Чайльд назвал «неолитической революцией». Это название не точное. Переход был не одноразовым событием, а серией многочисленных нововведе­ний, растянувшихся на тысячелетия. Более точное название этого процесса — «аграрная револю­ция».

Причины перехода к оседлому земледелию.

Исследова­тели считают, что людей заставил отказаться от охоты и собирательства в пользу земледелия и скотоводства экологи­ческий кризис, разразившийся в эпоху глобального потепле­ния. Более теплый климат привел к бы­строму наступлению лесов и сокращению природных зерно­вых и разнообразной дичи. Благоприятные климатические условия способствовали росту населения, что также истощало запасы «дикой» еды. Т.к. там, где природных продуктов питания было в избытке (в Австра­лии, Америке, Африке) условия, способствовавшие консервации старого об­раза жизни, сохранялись.

Важнейшие нововведения и разложение родового строя.

·         Зачатки земледелия возникли в палеолите, в мезолите. Однако переход к зем­леделию произошел в неолите.

·         Важным нововведением эпохи неолита было изобретение керамики, прядения, ткачества, колесного транспорта и па­русной лодки.

·         С появлением металлов - ремесло, которое стало отделяться от земледелия. Это шаг на пути обществен­ного разделение труда. появляется особый товар — деньги.

·          создание письменности.

·         Появляются отдельные семьи, они стали самостоятельно вести хозяйство.

·         На смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община.

·         Военные предводители и знать накаплива­ли богатства и быстро возвышались. Уси­ливалась власть жрецов — профессиональных служителей культа.

Образование рас и языковых семей.

В позднем палеолите - человеческие расы. Образовались три рас — европеоидная, негро­идная и монголоидная.

·         Прародиной европеоидной расы считается Юго-Западная Азия, Северная Африка и Южная Европа.

·         Негроидная раса – часть Африки к югу от Сахары.

·         Монголоидная возникла в Азии. На стыках рас происходило их смешение, формирова­лись промежуточные расовые типы, например эфиопы. Этот процесс продолжа­ется и в наши дни.

Языковые семьи. Формирование могло происходить за 13—7 тыс. лет до н. э.

·         Образование индоевропейских языков началось в бассейне Дуная, на Балканском полуострове.

·         В Западной Сибири находилась область формирования финно-угорских языков.

·         В Центральной и Восточной Азии сложилась алтайская языковая семья (например муньчжуры).

·         Предки народов китайско-тибетской семьи, обитавшие в Западном и Центральном Ки­тае, в III тыс. до н. э. освоили территорию Тибета, Южного Китая и часть Индокитая.

Религиозные верования. В эпоху неолита изменения произошли и в религии.

На ранних этапах родового строя основным объектом  поклонения - природа. Духи все обезличены, иерархии не существовало, жрецы не отделены от общинников. Переход к земледелию, разложение родоплеменных отноше­ний и появление неравенства — все это оказало влияние на содержание религиозных представлений: безличные ду­хи стали наделяться именами, возникала иерархия духов. Полидемонизм (почитание множества духов) посте­пенно превращался в политеизм (многобожие). Появились святилища и храмы, и жре­цы все больше стали отдаляться от массы верующих, превра­щаясь в особое сословие.

В языческой религии два типа верований:

1. Пастухи-кочевники поклонялись богу, который олицетворял силу животного, чаще всего быка.

2.Земледельцы - свой домашний очаг, семена и благодатную почву отожде­ствляли с плодородием в образе женщины.

На пути к государству. Образование государства связывают с исчезновением равенства и разделением людей на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Одна из наиболее распространенных версий происхожде­ния государства принадлежит английскому философу XVII в. Томасу Гоббсу. Государство, по его мнению, существовало не всегда. Естественным состоянием первобытных людей была «война всех против всех». Но постепенно люди пришли к мыс­ли положить конец этому ненормальному положению. Они как бы заключили неписаный договор о том, что часть своей свободы передают государству в лице правителя и всех тех, кто помогает ему управлять. Люди обязуются повиноваться государству, а оно взамен обязуется защищать их от внешних врагов и поддерживать внутри общества порядок. Это точка зрения на происхождение государства получила название теории «общественного договора».

Первые государства возникли в IV—III тыс. до н. э. в Ме­сопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте и Индии. Там, где появлялись государства, первобытный период закан­чивался. Но он продолжал существовать в других местах, так как образование государств происходило в разное время. В отдельных регионах Земли (Австралия, большая часть Америки и Африки) первобытный строй сохранился вплоть до прихода туда европейцев.

 

Hosted by uCoz