Роль религии в средневековье в ААА.

 

  Главная     Карта сайта     Курс истории


 

В отличие от Европы во внеевропейских средневековых цивилизациях существовало множество религий.

Большое влияние имели 2 мировые религии — буддизм и ислам.

Ислам.

Ислам возник на Аравийском полуострове в начале VII в. Основателем его был Мухаммад. Он был и основателем единого арабского государства. Особенность - ислам еще при жизни своего основателя стал государственной религией.

Главным в исламе является вера в одного Бога — Аллаха. Он — единственный Бог для всех людей, все остальные боги — ненастоящие. Мухаммад утверждал, что Аллах и до него передавал истинное учение людям — через пророков Мусу (Моисея), Ису (Иисуса). Но люди исказили это учение. Хри­стиане, например, по мнению Мухаммада, стали поклоняться не одному, а трем богам, а пророка Ису сделали Богом. И те­перь именно Мухаммад избран Аллахом для того, чтобы донести всем людям заповеди Аллаха. Те, кто верят в Аллаха и выполняют его заповеди, попадут после смерти в рай, а неверные и грешники — в ад. Когда настанет конец света, произойдет страшный суд, на котором Аллах окончательно решит судьбу каждого человека. Через этот суд пройдут все — и те, кто раньше попали в рай или в ад. И только души воинов, погибших в священной войне за ислам (джихад), сразу и навсегда попадают в рай.

Идея джихада способствовала военным успехам арабов — воин-мусульманин бесстрашно шел в бой, ибо верил, что, если он погибнет, то сразу попадет в рай.

Успешные военные походы арабов привели к созданию огромной державы — Арабского халифата. На территории этой державы жило множество разных народов с разными языками, культурными традициями, религиями. Среди них распространялся ислам. Вначале арабы не предпринимали жестких мер против приверженцев других религий, но каж­дый немусульманин был обязан платить особый налог и не имел таких прав, как мусульманин. Ислам, арабский язык, распространившиеся на огромной территории халифата, были мощными факторами, которые объединяли людей этой стра­ны, стирали различия между народами халифата. Так было положено начало арабо-исламской цивилизации.

В дальнейшем расширение и закрепление ислама было связано с турецкими завоеваниями и созданием Османской империи. В Индии укоренение ислама происходило во времена Делийского султаната. Через арабских и индийских тор­говцев ислам проник и в Индонезию.

На западе Тропической Африки ислам начал распростра­няться с XI в., когда марокканцы на некоторое время захва­тили Гану. Мусульманским стало и государство Канем. На востоке Африки форпостами ислама были сомалийские эми­раты  и  торговые города на  побережье Индийского  океана.

Таким образом, сформировался «исламский мир» средне­вековья. Территориально и по населению он был большим, чем «мир христианский». Враждебность между «миром хри­стианским» и «миром исламским», возникшая еще во времена арабских походов против Византии и в Западную Европу, особенно обострилась в период крестовых походов. В войнах и та, и другая стороны использовали лозунги священной борьбы с иноверцами.

«Мир ислама», так же как и «мир христианский», не остал­ся единым. Уже во второй половине VII в. в результате борьбы за власть в халифате ислам раскололся на два течения: сун­низм (к нему принадлежало большинство мусульман) и шиизм.

Господство ислама оказало огромное влияние на обще­ственные отношения, культуру, духовную жизнь и быт насе­ления мусульманских государств. В «исламском мире» не редкостью были теократические государства, где государственная власть принадлежала духовным особам. Уже сам Арабский халифат был теократическим государством, потому что халифы (преемники пророка) были одновременно и свет­скими властителями, и духовными владыками всех мусуль­ман. Когда халифат распался и халифы утратили светскую власть, они оставались духовными владыками мусульман до того времени, пока монголы не убили последнего халифа. С тех пор мусульманский мир лишился своего единого ду­ховного главы.

Правда, шииты и не признавали халифов своими духовны­ми владыками, их религиозными руководителями были има­мы. Причем авторитет имамов у шиитов в вопросах веры был значительно большим, чем авторитет халифов для суннитов. Шиитские средневековые государства обычно были теократи­ческими.

Суд в исламских странах совершался по нормам шариа­та — свода религиозных и юридических правил, основанных на Коране и Сунне. Вообще, чиновники при исполнении своих обязанностей обязаны были руководствоваться нормами ша­риата.

Ислам глубоко проник в сознание и быт своих привержен­цев. Люди верили, что все в мире происходит по воле Аллаха, что перед Аллахом все они равны. Все обязаны были каждый день молиться пять раз, соблюдать пост, справлять праздни­ки. Нормы шариата предписывали людям даже, что можно есть, а что нельзя. Запрещено, например, было употреблять в пищу свинину, пить вино. Запрещены были и азартные игры.

Буддизм в судьбах азиатских цивилизаций.

 Буддизм возник в Индии в глубокой древности. Но он был вытеснен со своей родины индуизмом, который освящал то, что отрицалось буддизмом,— деление общества на касты. В средневековой Индии приверженцев буддизма было немного, однако эта старейшая из мировых религий широко распространилась в других странах: Китае, Корее, Японии, в Юго-Восточной Азии, в Индонезии, на Цейлоне.

Распространялся буддизм, главным образом, не в своем первоначальном виде, где Будда, например, был учителем, а не богом. Популярным стал буддизм «большой колесни­цы» — учения, которое сложилось на рубеже нашей эры. Приверженцы этого учения называли первоначальный буд­дизм «малой колесницей» и считали, что он недоступен для большинства людей. Будда стал богом и будд стало много, хотя главным считался Будда-Шакьямуни, основатель буд­дизма. Идея о бесконечном круге перерождений человека в разных обличьях сохранилась. Сохранилась и вера в то, что спасением для человека является избавление от этого беско­нечного круга перерождений в земной жизни, которая есть страдание. Но появилось учение о рае для праведников и аде для грешников, что было более понятным для многих людей.

Вместо пещер первых буддийских отшельников появились роскошные храмы, в которых совершались пышные богослу­жения.

За пределами своей родины буддизм столкнулся с религия­ми, которые господствовали в других странах. И во многих из них буддизм сосуществовал с местными религиями, более того, они взаимно влияли одна на другую. Так было, напри­мер, в Китае, Японии.

В Китае буддизм сосуществовал вместе с конфуцианством и даосизмом.

Большинство китайцев молилось в храмах всех трех рели­гий. Учение конфуцианства, которое насаждалось императо­ром и чиновниками, воспринималось как необходимые прави­ла поведения в обществе, семье с подчинением низшего вы­сшему, младшего старшему. Даосизм с его древними верова­ниями во множество духов, гаданиями, предсказаниями давал выход чувствам человека. Буддизм же давал людям надежду на спасение от невзгод жизни и на лучшую будущую долю.

Подобное происходило и в Японии, где многие боги синто­изма превратились в разные обличья Будды, и их статуи стояли в буддийских храмах. Буддийские монастыри в Япо­нии были мощной силой. Им принадлежало большое коли­чество земель с зависимыми от них людьми. Монастыри имели и вооруженные отряды из наемников, которые нередко участвовали в феодальных усобицах.

Буддизм оказал огромное влияние на культуру азиатских народов. Он дал мощный толчок развитию архитектуры, история сохранила нам множество подлинных архитектурных шедевров, которыми были буддийские храмы. Буддизм спо­собствовал развитию скульптуры — в каждом храме было множество скульптур Будды и буддийских святых. Велико было влияние буддизма и на живопись. Великолепные пейза­жи китайских и японских художников воплощали в себе буддийскую идею, что Будда — везде и во всем, во всех проявлениях природы. И даже в самых бедных раститель­ностью уголках природы художники умели видеть их красоту.

Религии средневековых цивилизаций Африки и Америки. В ряде цивилизаций Африки в средневековье распростра­нился ислам, христианской была Эфиопия, а в Позднем средневековье христианство приняли и правители Конго. Но большинство населения африканских стран были при­верженцами местных верований. Они верили во множество своих богов. Обожествляли солнце, звезды, природные явле­ния (грозу, дождь и т. д.). Обожествляли предков, особенно царей.

Когда создавалось государство, то обычно складывался и пантеон богов, во главе которого находился главный бог правящего племени. Появились жрецы — люди, профессией которых было совершение обрядов, богослужений, истолкова­ние мифов.

Часто личность правителя в африканских государствах обожествлялась. Так было, например, в Бенине, государстве, которое существовало с X в. на юге Нигерии. Королю Бенина поклонялись как живому богу. Когда он умирал, то при похоронах приносили в жертву сотни его слуг, а также при­ближенных к нему чиновников.

Мифология цивилизаций Америки была довольно сложной. Здесь поклонялись богам, которые олицетворяли небесные све­тила. Так, Солнце было главным богом инков, а верховный Инка считался его сыном. Обожествлялись природные сти­хии, верили во множество богов, от которых зависел урожай.

Ацтеки поклонялись богу войны. В жертву ему приносили тысячи людей. Человеческие жертвы приносились и многим другим богам. Майя, например, считали особенно необходи­мым приносить жертвы богу солнца, чтобы солнце не обесси­лело и не остановилось на небе.

В религиях американских цивилизаций обычно один из богов считался основателем жречества и письменности. Мно­гочисленные жрецы в роскошных храмах совершали обряды, богослужения, жертвоприношения.

 

 

Hosted by uCoz