Западноевропейский быт.

 

  Главная     Карта сайта     Курс истории


В Раннем средневековье питание было благоприятно для создания здоровых условий жизни большей части жителей Западной Европы. И знатные, и простые люди имели возможность охотиться (первые — в собственных лесах, вторые — в общинных и в порядке браконьерства — в господских лесах), ловить рыбу. В результате мясо, наиболее богатый белками продукт, было доступно почти всем и постоянно находилось на столах во время трапезы. Исключение составляли 166 дней католического поста, когда место мяса занимала рыба. Требования к питанию как простых людей, так и знати практически целиком совпадали. Разница была только в количестве блюд.

Ситуация изменилась во времена Высокого средневековья. Бывшие общинные леса перешли в собственность феодалов. Они запретили охоту в них людям   неблагородного сословия и жестоко наказывали браконьеров. Так закрылся основной источник пополнения мясных запасов для крестьян. Домашний скот давал крестьянам не много мяса.

В основном же крестьяне держали коз и свиней и мясо у крестьян появлялось всего 2—3 раза в год.

Недостаток белков нуждался в компенсации, которую дал резкий рост потребления хлеба и разных видов каш, бобов, сыров, рыбы. Очень редкими гостями на столе крестьян были свежие фрукты и овощи.

Постепенно у простых жителей сложился двухразовый режим питания. Церковь подготовила этому обоснование. По ее мнению, человек занимает место, среднее между ангелами и животными. Исходя из того, что первые питаются один раз в день, последние — три раза, людям нужно есть дважды в день.

Питание знати отличалось от крестьянского т.к. феодал имел определенный социальный статус, который надо было подтверждать через пиры с большим количеством гостей и изысканными блюдами.

Будничное питание знатных людей было более скромным, но не слишком. Единственное, что было общим для знатного чело­века и для бедняка,— это вино и пиво. Пили много: 1,5—2 л вина или пива в день. В некоторых местностях нельзя было найти питьевую воду, считавшуюся ненужной.

В Позднем средневековье структура питания снова меня­ется, но на этот раз в лучшую сторону.

После чумы середины XIV в., известной под названием «Черная смерть» и забравшей жизни почти каждого третьего европейца, рабо­чая сила стала редкой и стоила она недешево. Тот, кто вы­жил, зарабатывал больше денег и значительно повысил свое благосостояние.

Питание стало трехразовым.

Жилье.

В Раннем средневековье жилье простых людей делалось из ивняка, обмазанного глиной, бревен и камня; жилье знати — из бревен и камня. Своеобразными карьерами по добыче камня для новостроек служили древнерим­ские храмы, театры, дороги.

С XI в. распространилось строительство двух; трехэтажных зданий на каменном фундаменте.

Инте­ресное описание жилья феодала. Со­гласно описанию, дом был трехэтажный. На первом этаже были подвалы, амбары, сундуки, кадки, хранилась утварь. Второй этаж был отведен для прислуги. Тут же размещались спальни сеньора и его жены, детская. Часть первого и второго этажа занимала кухня. Пищу готовили наверху, внизу от­кармливали свиней и птицу. На третьем этаже был зал и свет­лые комнаты (светлицы) взрослых детей феодала. Сыновья жили тут тогда, когда хотели, дочь же должна была нахо­диться в своей светлице постоянно. Все помещения дома соединялись лестницами и переходами. Вплотную к дому была пристроена часовня.

Во времена Позднего средневековья распространилось каменное и кирпичное строительство, пре­имущественно в городах. Отапливались средневековые дома расположенным в середине комнаты открытым очагом с вы­тяжной трубой над ним. Камины, сделанные в стене, появи­лись только в XII в. Освещались комнаты днем через окна, затянутые тонко обработанной кожей (пергаментом) либо промасленной тканью (оконное стекло появилось в XIII в.). Вечером свет давали свечи (в зажиточных домах), масляные лампы, которые весьма сильно коптили (в бедных), очаг (в самых бедных).

Мебель в Раннем и Высоком средневековье была прими­тивной и в домах простых людей, и в домах знати.

Одежда.

Одежда жителей Западной Европы в период Ранне­го средневековья не отличалась разнообразием. Не существовало даже деления на мужскую и женскую. И те и другие одевались приблизительно одинаково: в льняные рубахи, штаны, длин­ные рубашки, плащи; носили мягкую кожаную обувь, перчат­ки, рукавицы.

В Высоком средневековье, когда уже определялись очерта­ния феодального общества, условия жизни крестьян ухудши­лись, а феодалы начали все больше и больше стремиться к роскоши, особенно после крестовых походов. Там они собст­венными глазами увидели, как живут восточные феодалы. Одежда высших слоев начала отличаться от одежды простых людей. Для ее пошива использовали тонкие каче­ственные ткани, украшали мехами и драгоценными камнями. Рыцари подчеркивали свое благородство тем, что носили шпоры на сапогах, что было их исключительным правом.

В XII в. в Западной Европе возникла первая средневековая мода. Высшие слои начали носить все длинное — волосы, плащи, туфли с удлиненными носами, рубашки с очень длинными рукавами. Выделилась женская одежда — платье.

После этого одежда простых жителей вплоть до начала Нового времени практически не изменялась, а одежда благо­родного сословия изменялась довольно часто, подчиняясь привередливым требованиям той или иной моды.

Развлечения, праздники и соревнования.

Главными крестьянскими праздниками были последние дни года, когда заканчивался годовой цикл сельскохозяй­ственных работ. На эти дни приходилось католическое рожде­ство. В честь праздника крестьяне забивали свинью и устраи­вали угощенье. Не менее важным событием для крестьянской семьи была свадьба. Время от времени крестьян развлекали бродячие актеры.

Что же касается феодалов, то их жизнь проходила в посто­янных войнах, охотах и пирах. Главными праздниками и раз­влечениями для них стали рыцарские турниры, устраивавши­еся при любом удобном случае.

Рыцарские турниры уходят корнями в германскую тради­цию единоборства противников перед началом битвы. После выделения рыцарства в сословие возникла необходи­мость не только в соответствующей подго­товке, но и упражнениях. Именно эти задачи и выполняли рыцарские турниры.

В Высоком средневековье существовало два вида рыцар­ских соревнований — собственно турнир и поединок, извест­ный в Италии как «джостра», а во Франции как «жют».

Турнир — это бой двух групп рыцарей на мечах и булавах в пешем строю. Бой, на смерть не велся. Мечи были учебные, более легкие и специально затупленные, в роли булав выступали простые палки соответствующих размеров, щиты же были настоящие, боевые.

Джостра, или жют,— это единоборство двух рыцарей. Целью боя было либо выбить противника из седла, либо сломать о его щит копье. Джостра могла проводиться и в пешем строю — на мечах и булавах.

В Позднем средневековье рыцарские турниры преврати­лись в своеобразные спортивные соревнования. Теперь, напри­мер, в джостре имела значение не сама победа, а стиль, красо­та и техническое совершенство удара. Эти моменты оценива­ли специальные судьи, которые передавали свои записи после каждого боя главному судье, он-то и определял по окончании турнира лучшего среди лучших.

 

Hosted by uCoz