Мировосприятие средневекового европейца.

 

  Главная     Карта сайта     Курс истории


Мировосприятие, видение мира — это термины, которыми определяется процесс осмысления челове­ком своего природного и социального окружения и своего места в мире. В разных цивилизациях или на разных этапах исторического развития одной и той же цивилизации процесс этот проходил по-разному.

Пространство.

Большая часть Западной Европы сред­невековья была покрыта лесами. Населенные пункты занимали около 30 % всей территории и являлись «островами» в сплошном лесе. Связь между населенными пунктами была нерегу­лярной. За границы своей поселения большинство европейцев не выходило никогда.

Только отдельные люди стремились, выйти за пределы своего маленького мирка в мир большой.

Причины:

1.  Тор­говцы искали новые рынки, где можно было бы выгодно сбыть свой товар и приобрести новый.

2.  паломники.

3.  школяры в поисках новых знаний.

4.  военные экспедиции за богатой военной добычей (например, норманны и крестоносцы).

Все эти путешествия, несмотря на их различные цели, делали одно дело —расширяли кругозор  европейцев и открывали им земли, неизвестные ан­тичным географам.

В условиях аграрной экономики и господст­ва натурального хозяйства крестьяне (большинство западноевропейского населения) воспри­нимали себя неотъемлемой частью природы.

Средневековый крестьянин измерял простран­ство не какими-нибудь абстрактными единицами, как это делается в наше время при помощи гектаров и т.д.,  а конкретным объемом своего труда в конк­ретных условиях.

Единицей измерения площади, как правило, служил на­дел, который можно вспахать за определенный срок упряж­кой волов. Единицей измерения расстояния служили шаг и коли­чество дней в пути.

Таким образом особенностями восприятия простран­ства является:

1.                       конкретность.

2.                       одновременное единство и двойственность.

Люди убеждены в су­ществовании мира земного (видимого) и в суще­ствовании, не менее реального мира сверхъестественного (не­видимого) — местообитания Бога, ангелов и т.д.. Мир невидимый при этом был неразрывно слит с миром видимым. Пунктами проникновения сверхъестественного мира в земной были леса и болота ночью, если речь шла о силах зла, и церк­ви, монастыри, кресты на перекрестках дорог, если имелись в виду силы добра.

Структура Вселенной была подробно изучена грамотными церковниками, которые при этом опирались на сочинения античных авторов и библейские книги. По их мнению, Земля

являлась кругом, над размещалась система сфер. Сутки делились на четыре части:

утро, день, вечер, ночь.

Западная Европа была католической, ее покрывала  сеть костелов и монастырей. Именно они да­вали европейцам более мелкие, а значит, и более точ­ные единицы времени — часы. Это было результатом требова­ний суточного круга богослужений, состоявшего в католической церкви из мессы и восьми служб каждые три часа, начиная с полуночи: утреня, хвалины, первый, третий, ше­стой, девятый час, вечерня, навечерие. Отмечались часы боем колоколов.

Церковь контролировала не только суточное время, но и годовое: ежегодные католические праздники и т.д.

Убежденность европейцев в том, что история имеет конец, приводила к тому, что время от времени они решали, что Страшный суд уже близко. Тогда ими овладевал страх, начиналось массовое покаяние (при­мер, движение фла­геллантов (бичевателей) в XIII в., когда западноевропейские дороги были забиты тысячами монахов, хлеставших себя веревками до тех пор, пока их спины не превращались в сплошное кровавое месиво).

.

Социальное окружение.

Средневековый европеец никогда не выступал в социальной жизни один. Он обязательно вхо­дил в состав определенной социальной группы.

·    Первой, низшей, ячейкой общества была семья. Но это не была семья в современном понимании, состоящая из супругов и детей, а большая семья, включавшая в себя ближайших родственников.

·    Следующий уровень социального окружения зависел от социального статуса человека. Для крестьянина это бы­ла община, для горожанина — определенное профессиональ­ное объединение (цех, гильдия, корпорация), для феода­ла — соответствующая ступенька феодальной лестницы, для служителя церкви — определенное место в церковной иерархии.

Принадлежность к группе опре­деляла права и обязанности человека. Человек мог переходить из одной группы в другую, но не мог оказаться вне рамок соци­альной группы. Последнее обстоятельство ставило его вне закона.

·    Следующим уровнем социального окружения, охватывав­шим все общество - принадлеж­ность к определенной нации. Главным признаком при этом выступало наличие общего языка. Язык мог объеди­нять и наднациональные сообщества — все священники, уче­ные и школяры обязательно знали, кроме родного языка, латынь.

·    Высшей общностью европейцев был ка­толический мир, вне границ которого остава­лись не только жители Азии и Африки, но и некоторые евро­пейцы: православные жители ВКЛ, Украины, Московского государства, Византии и за­падноевропейские сторонники разных ересей.

 

Hosted by uCoz