Политическое устройство.

 

  Главная     Карта сайта     Курс истории


Наиболее распространенная форма государственного устройства - монархия. Власть монарха (короля, императора) ограничена советом знати - сословно-представительный орган (например, парламен­том). Но статус монарха был различным:

·      Первый среди равных  во времена феодальной раздроб­ленности, но власть могла передаваться по наследству.

·      его могли избирать (как бывало, например, в Гер­мании)

Но именно монарх стоял во главе государства, он был воплощением высшей государственной власти.

Раннефеодальное государство.

Государства Западной Евро­пы в V—IX вв. были раннефеодальными. Классический приме­р - Франкское государство.

Королевская власть наследст­венная. Вначале правили короли из династии Меровингов, затем — Каролингов. В VI—VIII вв. законы издава­лись только с согласия знати. Основными законами в это время были «правды» — сборники обычного права, составлен­ные на основе древних обычаев. По этим судебникам судили франков. Местное же население до прихода франков судили по римским законам.

При Карле Великом (768—814 гг.) главным стало уже королевское законодательство, которое состояло в основном из королевских указов (капитуляриев).

Государством у франков управлял король, опираясь на дружинников. При дворе было мно­жество слуг, главные из них превратились в министров, которые руководили государственными делами. Был период, когда первые из этих слуг-министров — майордомы на некоторое время даже взяли в свои руки управление госу­дарством вместо королей. Королевский двор был фактически правительством страны.

Народные собрания франков – законодательный орган, в VI в. превратились в обычные военные смотры, на которых никаких законов не принима­лось.

В административном плане государство франков дели­лось на графства во главе - графы, назначаемые королем. Графы собирали налоги, судили, следили за поряд­ком в своих землях.

Налоги первоначально платило только местное население. Но с VI в. это должны были делать и франки. При Карле Великом поступление налогов в казну уменьшилось, потому что король раздавал земли с крестьянами феодалам, давая им права иммунитета. Королевская власть спо­собствовала складыванию феодального землевладения и зави­симости крестьян от феодалов. Это делалось, для того, чтобы сплотить феодалов вокруг короля. Однако же усиление отдельных феодалов дало обратный результат.

Феодально-раздробленное государство.

 В IX в. огромная империя франков распалась. Экономической основой феодальной раздробленности было натуральное хозяйство. Реальной верховной власти короли не имели. В своих  же крупные феодалы стре­мились установить свое единовластие.

В Германии в начале Высокого средневековья королевская власть была более сильной, чем во Франции. Управляли страной короли с помощью своего двора, состоявшего из их родственников, служащих, множества знатных людей, прибы­вавших к королю. Один раз в год созывались собрания германских князей. Здесь решались самые важные государственные дела: войны и мира, споры между феодала­ми, вопросы законодательства и т. д. На этих собраниях выбирались, а иной раз и смещались короли. С XII в. в Германии начинается период феодальной раздробленности.

Италия в средневековье никогда не была единым госу­дарством. В Раннем средневековье его созданию препятствова­ли захваты остготов, византийцев, лангобардов, франков, арабов. Многочисленные города Северной Италии вели борьбу против своих сеньоров и германских императоров. В результате были созданы города-государства с республиканской формой прав­ления. Но эти мелкие государства существовали обособленно, соперничали между собою, как, например, Венеция и Генуя.

Англия в начале Высокого средневековья шла к периоду феодальной раздробленности. Но это было приостановле­но нормандским завоеванием. Оно привело к такому усиле­нию королевской власти, которого не знали в то время другие западноевропейские страны. Все рыцари принесли присягу на верность королю и стали его непосредственными вассалами, независимо от того, кто был их сюзереном. Здесь не действо­вал принцип: «Вассал моего вассала—не мой вассал». Был создан сильный королевский аппарат управления страной.

 

Создание централизованных государств. Сословно-предста-вительная монархия.  В Высоком средневековье в Запад­ной Европе начинают складываться централизованные госу­дарства —государства, где цент­ральная (королевская) власть подчинила себе все население.

Причины перехода от феодальной раз­дробленности к централизованным государствам:

·      вытес­нение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством,

·      развитие экономических связей между разными частями страны,

·      рост городов и городского населения.

·      Поддержка ремесленниками и купцами королей в централизации страны, так как они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, прекраще­нии междоусобных войн. Поддерживало королей и большин­ство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в силь­ной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стре­мились укрепить свои права на владения.

Все централизованные государства были национальны­ми — их население принадлежало к одной народности. Суще­ствовало в Европе и огромное многонациональное государ­ство — Священная Римская империя. В этой империи объеди­нения государства под единой властью так и не произошло

В Германии сложилась система территориальных княжеств. Император не имел реальной власти над страной, здесь не было единого законодательства, центрального аппарата управления, единой системы государственных налогов и т. д.

Политическая структура централизованного государства

Король (управлял страной)

королевский совет

(состоял как из представителей знати,

занимался судебными делами и финансовыми (сбор налогов))

 

Государ­ство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.

 

В Высоком, и особенно в Позднем средневековье, в за­падноевропейских государствах складывается сословно-представительная монархия. В системе управления страной по­является еще один орган — собрание представителей сосло­вий, на которое опиралась королевская власть. Такими органами были: в Англии — парламент, во Франции — Генеральные штаты. В них входили представители сосло­вий тогдашнего общества — духовенства, светских феодалов и горожан. Крестьянство в такие органы обычно не допус­калось. Сословно-представительные органы решали важней­шие вопросы жизни государства. Главным из них во всех странах было введение и определение размеров государствен­ных налогов. В Англии парламент участвовал в создании законов.

 

Hosted by uCoz